Фото: пресс-служба Акорды
Во время официального визита президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Италию в январе 2024 года особое внимание было уделено расширению авиационного сотрудничества. Тогда в присутствии главы государства были озвучены амбициозные планы по запуску прямых рейсов из Астаны в Милан и Рим.
С инициативой выступила итальянская авиакомпания Neos — о намерениях заявил лично президент авиакомпании Лупо Раттацци в ходе встречи с Токаевым. Казахстанская сторона поддержала инициативу, а вице-министр транспорта Талгат Ластаев заявил, что рейсы будут запущены до конца 2024 года.
«В свою очередь глава авиакомпании Лупо Раттацци поделился планами по расширению географии полетов в регионе. В частности, планируется увеличение количества рейсов по маршруту Алматы – Милан, открытие авиасообщения между Астаной и Римом, а также Астаной и Миланом», сообщал тогда телеграм-канал Акорды.
Однако сегодня — середина 2025-го, а прямые рейсы между столицей Казахстана и Италией так и не появились.
Редакция Travelpress.kz направила официальный запрос в Комитет гражданской авиации (КГА). В ответе ведомство подтвердило:
«Казахстанские авиакомпании в ближнесрочной перспективе не планируют открытие прямых рейсов в Рим. При этом, итальянская авиакомпания “NEOS” прорабатывает вопрос расширения маршрутной сети в Казахстане, в том числе открытие авиасообщения по направлениям Астана – Рим и Астана – Милан».
Стоит отметить, что рейс Алматы – Милан в исполнении Neos действительно работает, однако столица страны всё ещё остаётся вне итальянской маршрутной сети.
США — ещё один «зависший» маршрут
В том же ответе КГА указывается и на другую стратегическую инициативу — запуск прямого авиасообщения между Казахстаном и США. Этот маршрут должен был стать важным шагом для усиления транспортной связанности с Северной Америкой. Перевозчиком была выбрана Air Astana, а первым направлением рассматривался рейс Астана – Нью-Йорк.
Однако, как стало известно, сроки реализации проекта сдвинуты из-за сбоя в поставках воздушных судов Boeing 787.
Эти широкофюзеляжные дальнемагистральные лайнеры являются ключевыми для выполнения рейсов на межконтинентальных направлениях. Air Astana ожидала поставку трёх самолётов этого типа, и именно с их поступлением связывалась возможность запуска рейсов в США. Кроме того, Казахстану предстоит пройти аудит FAA (Федерального управления гражданской авиации США), необходимый для получения разрешения на полёты в воздушное пространство Штатов.
В 2024 и 2025 годах корпорация Boeing столкнулась с серьёзными сбоями в производстве и сертификации, что затронуло поставки не только в Казахстан, но и по всему миру. Некоторые клиенты жалуются на задержки сроков на 12 месяцев и более. Это напрямую отразилось на планах Air Astana и отложило запуск рейсов на неопределённый срок.
Таким образом, сразу два направления — Италия и США — которые ранее были представлены как приоритетные в стратегии международной авиации Казахстана, оказались отложенными или зависшими в реализации. В обоих случаях ключевыми ограничениями стали внешние факторы: со стороны итальянского партнёра — отсутствие финального решения и проработки маршрута, а в случае с США — дефицит воздушных судов и технические барьеры в виде американского аудита FAA.
Когда и как будут реализованы эти обещания — пока остаётся открытым вопросом.