С 1 июля 2025 года в Швеции официально отменён авиационный налог, введённый в 2018 году в рамках экологической политики. Решение стало частью плана правительства по восстановлению авиасообщения и спасению региональных аэропортов после резкого падения пассажиропотока.
Ранее сбор составлял от 76 до 517 шведских крон за пассажира в зависимости от дальности перелёта. Эта мера позиционировалась как климатическая — в духе концепции «flight shaming» (стыд за полёты), продвигаемой экоактивисткой Гретой Тунберг.
Однако новое правительство Швеции пересмотрело подход. Согласно официальному заявлению Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), решение отменить налог признано «позитивным шагом» для пассажиров, экономики и всей авиаотрасли. В заявлении подчёркивается, что снижение налоговой нагрузки способствует восстановлению воздушного сообщения, особенно в отдалённых регионах страны.
«Отмена авиационного налога — это победа здравого смысла и поддержки устойчивого развития отрасли», — говорится в релизе IATA от 3 сентября 2024 года.
Вслед за отменой налога власти Швеции также выделили 760 миллионов крон на поддержку авиасектора. Это уже привело к возвращению в страну самолётов Ryanair и открытию 10 новых маршрутов. EasyJet и Norwegian также объявили о расширении своей маршрутной сети в Швеции.
По данным Reuters, новое правительство заявило, что теперь «нет причин стыдиться полётов». Таким образом, политика переходит от символических климатических жестов к прагматичным экономическим решениям.
Контекст:
Швеция одной из первых в Европе ввела экологический авиационный налог. Но с 2020 года объёмы международных перевозок начали резко снижаться, особенно в северных регионах. Отмена налога рассматривается как часть антикризисной стратегии, направленной на восстановление мобильности и сохранение авиационной инфраструктуры.