ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях.
РАЗРЕШИТЬ
НЕ СЕЙЧАС
03.09.2025
14:19:38
ru
kz

«Пора действовать вместе»: Куат Домбай о развитии горного туризма в Алматы

Интервью
02.09.2025
15:22
«Пора действовать вместе»: Куат Домбай о развитии горного туризма в Алматы

Фотографии взяты из личного архива Куата Домбай

Куат Домбай — предприниматель, общественный деятель и член совета директоров страховой компании Nomad Life. Несколько лет назад он активно поддерживал строительство горнолыжного курорта Кок Жайляу и продолжает отстаивать необходимость развития горного кластера Алматы. Мы уже рассказывали о его инициативе с электровелосипедами, которая столкнулась с запретами, но после его настойчивых усилий прокат снова получил разрешение на работу. Сегодня мы решили поговорить с Куатом более глобально — о перспективах туризма в Алматы и роли государства и бизнеса в этом процессе.

Куат, расскажите о вашей компании. Чем вы занимаетесь в сфере туризма?

Моя работа в этом направлении началась около пяти лет назад, когда я познакомился с известным алматинским предпринимателем Александром Гужавиным. Идея использовать электровелосипеды для туристических маршрутов принадлежала именно ему, а я поддержал её, потому что хотел вложиться в развитие современного и экологичного туризма в Алматы. Так я открыл компанию Electrobikes.kz организовал склад, приобрёл первые четыре велосипеда, наладил сервис и запустил портал.

Я заключил официальный договор с первым только что открывшимся визит-центром в Аюсае и первым в 2020 году запустил здесь прокат электровелосипедов для поездок на Большое Алматинское озеро. Это направление развивалось в партнёрстве с национальным парком, полностью прозрачно и открыто для гостей.

Постепенно парк расширялся, появились постоянные клиенты, а портал electrobikes.kz, который мы запустили, стал очень популярен среди иностранных туристов. У нас активно брали велосипеды гости из Индии, Кореи, Китая, приезжали и европейцы. Такой формат отдыха особенно нравится тем, кто не является профессиональным спортсменом. Электровелосипед — это обычный горный MTB с небольшим моторчиком, который помогает подниматься в гору, и благодаря этому на Большое Алматинское озеро могут подняться самые разные люди: семьи с детьми, пожилые туристы, гости, которые просто хотят насладиться видами.

Мы предлагаем гибкие форматы проката — от почасовой аренды до многодневных маршрутов. Гостям доступны велосипеды, шлемы, жилеты безопасности, сопровождение инструктора и даже полный  возврат оплаты при неблагоприятной погоде. Особой популярностью пользуются туры к Большому Алматинскому озеру, Чарынскому каньону и в Алтын-Эмель. Этот формат подходит самым разным людям: семьям с детьми, пожилым туристам, иностранцам, которые хотят насладиться горами без экстремальной физической подготовки.

В Европе сегодня электробайки — настоящий бум. В Альпах они стали частью культуры отдыха, на них ездят и школьники, и пенсионеры. Это экологичный транспорт, который позволяет двигаться по дороге, а не по тропам, и в полной мере наслаждаться природой.

 

Фотографии взяты из личного архива Куата Домбай

Ранее вы выступали в защиту проекта Кок Жайляу. Почему для вас это направление оказалось важным и как вы оцениваете перспективы строительства горного кластера в Алматы?

Когда несколько лет назад вокруг Кокжайляу разгорелась дискуссия, я оказался в числе немногих — буквально двух-трёх человек, кто открыто говорил о необходимости развития. Противники проекта тогда активно отстаивали свою позицию, и нам приходилось напрямую объяснять, почему этот шаг важен для будущего города. Критика касалась не только самого проекта, но и лично меня; она выражалась в обвинениях в «продажности», попытках саботировать слушания и даже блокировке в соц.сетях, чтобы я не мог оставлять комментарии у некоторых активистов.

Несмотря на давление и неприязнь, я сосредоточился на конкретных действиях: развитии туризма, создании безопасных и доступных сервисов для гостей города, а также на поддержке инициатив, которые реально приносили пользу Алматы.  Я всегда исходил из простой логики: Алматы — это двух с половиной миллионный мегаполис, у которого практически нет альтернативных направлений развития, кроме создания полноценного туристического кластера.

По первой профессии я дипломат, много ездил по миру, посетил более шестидесяти стран как путешественник и могу с уверенностью утверждать: такого сочетания города и гор, как у Алматы, в мире почти не существует. Ни Швейцария, ни Узбекистан, ни Кыргызстан, ни другие страны не обладают подобной близостью высоких гор к центру мегаполиса. Однако региональная конкуренция усиливается: Узбекистан сегодня вкладывает около полутора миллиардов долларов в туристическую инфраструктуру, Кыргызстан активно развивает велосипедные и горнолыжные маршруты, и поток иностранных велотуристов там уже в десятки раз превышает Алматы. Эти страны создают все условия, чтобы гость из Европы или Азии тратил деньги именно у них, превращая туризм в экспортную статью, которая приносит валюту и рабочие места.

Мы же часто поступаем иначе: обладаем уникальным природным капиталом, но используем его несистемно. В итоге теряем доверие инвесторов, разочаровываем жителей и лишаем себя возможностей. 

Для Алматы туризм и горы — это естественное конкурентное преимущество и одновременно единственный путь к формированию устойчивого имиджа международного центра отдыха. Правильное и последовательное развитие горного кластера может превратить город в точку притяжения для всего региона и вывести его на новый уровень экономического роста.

С чем связаны основные трудности при реализации проектов горного кластера?

Главная проблема заключается в том, что отсутствует единое понимание: развитие туризма — это общая задача, требующая синхронизации действий всех сторон. 

Если акимат работает по своей повестке, национальный парк по своей, а профильные министерства по своей, то результатом становится управленческий паралич, когда система напоминает лебедя, рака и щуку, тянущих в разные стороны.

Второй барьер — недостаток профессионализма.  Многие чиновники не воспринимают иностранных туристов как ценность и источник роста. Для них проще, чтобы гостей не было вовсе: тогда меньше ответственности и забот, но вместе с этим теряется шанс на развитие города. Порой вместо поддержки создаются дополнительные запреты, что напрямую демотивирует бизнес и разрушает доверие.

Я могу привести свежий пример. Чтобы снова запустить прокат электровелосипедов до Большого Алматинского озера, мне пришлось обращаться вплоть до центральных аппаратов министерств и первых руководителей ведомств в Астане. Фактически вопрос работы нескольких велосипедов решался на уровне страны, поскольку в Алматы он не решался ни на уровне Депаратмента полиции, управления туризма или парка. 

Это абсурд, ведь подобные вещи должны решаться на местах. Такая ситуация наглядно показывает: в регионах, в том числе в Алматы, власть неэффективна или парализована, и именно это блокирует развитие туризма, требующего единый целенаправленный подход самых разных ведомств – от силовых струткур в лице полиции, пограничников, до ЧС и других.

Туризм — это не один мегазавод, а система, основанная на координации сотен небольших сервисов и предпринимателей. Здесь всё должно работать синхронно: полиция, ЧС, налоговые службы, лесники, местные власти — все должны быть сфокусированы на одной цели: создавать лучшие условия для туриста. Если гость доволен, он возвращается и привозит других; если нет — город теряет шанс стать точкой притяжения.

Сегодня в Алматы нет общего КПЭ для всех структур, нет системы, а значит, нет и предпосылок для экономического рывка. И это проблема не только туризма, а в целом экономического развития.

Для Алматы горы и туризм представляют уникальное конкурентное преимущество, которое при правильном подходе способно привлечь иностранных гостей, создать рабочие места и укрепить экономику города. Но ключ к успеху лежит в совместных действиях, прозрачности процессов и внимании к деталям: каждый шаг власти и бизнеса должен быть направлен на создание комфортных и безопасных условий для туриста. По теме горного кластера Алматы читайте также наши последние новости и материалы, посвящённые развитию туризма и инфраструктуры региона.

 

 

Свидетельство о постановке на учет СМИ № KZ16VPY00118275 выдано 25.04.2025.
+
Сообщение
+
Заказ звонка
Отправить