ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях.
РАЗРЕШИТЬ
НЕ СЕЙЧАС
26.08.2025
18:14:47
ru
kz

«Мы стреляем себе в ногу»: Куат Домбай о запрете электровелосипедов на дороге к БАО

Интервью
26.08.2025
10:42
«Мы стреляем себе в ногу»: Куат Домбай о запрете электровелосипедов на дороге к БАО

Фотографии взяты из личного архива Куата Домбай

 

Куат Домбай — основатель социального проекта по развитию велотуризма в Алматы, автор трёх книг по репутационному менеджменту, человек, вложивший в свой проект больше пяти лет работы и десятки миллионов тенге. Его электровелосипеды стали одним из символов нового формата экологичного отдыха, но этим летом Electrobikes.kz столкнулся с неожиданным решением дорожной полиции: туристам запретили подниматься к Большому Алматинскому озеру. О том, почему это решение он считает непрофессиональным, какие последствия оно уже принесло и чем рискует Алматы, — в нашем интервью.

 

Куат, расскажите, как возникла идея создать проект электровелосипедов Electrobikes.kz?

Я всегда считал, что туризм — это конкурентное преимущество Алматы. У нас 2,5 миллиона человек, огромный мегаполис, но иного драйвера развития, кроме горного туризма, у города нет. Я много путешествовал, был в 60 странах, и нигде не встречал того, что есть у нас: за полчаса можно оказаться на высоте свыше полутора тысяч метров.

 

Поэтому пять лет назад я запустил социальный проект — электровелосипеды. Не ради заработка: у меня три карьеры за спиной, я был управляющим директором Jusan банка, у меня семь международных дипломов. Это мой личный вклад в родной город. Я построил базу, инвестировал только в этом году около 20 миллионов тенге, закупил новый парк велосипедов. Всё сделано, чтобы туристы получали удовольствие и ощущали безопасность.

Фотографии взяты из личного архива Куата Домбай

У вас в соц.сетях появилась информация, что туристам перестали разрешать использовать электровелосипеды в национальном парке. Расскажите подробнее, что произошло?

История началась три недели назад. 3 августа произошло столкновение двух мотоциклистов. В СМИ вышла неточная информация, будто один из них ехал на электровелосипеде. На видео хорошо видно: оба на мотоциклах. Один из них — российский путешественник и блогер, который ехал сверху по серпантину, другой — молодой парень из Казахстана, двигавшийся навстречу со скоростью примерно 30–40 км/ч. Авария случилась на участке между вторым шлагбаумом и подъёмом к Большому Алматинскому озеру, где видимость ограничена из-за дугообразного поворота и где отсутствуют предупреждающие знаки и ограничители скорости.

 

Мне сообщили, что якобы мой велосипедист попал в аварию, и я сразу поднялся. На месте я увидел, что речь идёт о двух мотоциклах. 

У российского путешественника были два перелома, у второго всё обошлось. Приехали сотрудники дорожной полиции, зафиксировали аварию, и вскоре, как я понял, состоялось совещание с руководством Нацпарка и Дорожно-патрульная полиция. Было принято решение закрыть дорогу для мотоциклистов. У российского путешественника диагностировали два перелома. Второй участник аварии серьёзных травм избежал. На место приехала дорожная полиция, зафиксировала происшествие. Позже, как мне стало известно, состоялось совещание с участием руководства Нацпарка и Дорожно-патрульная полиция. В результате 16 августа приняли решение закрыть дорогу для мотоциклистов.

Фотографии взяты из личного архива Куата Домбай

 

На тот момент электровелосипеды под запрет не попали?

Верно. Первоначально проезд для электровелосипедов Electrobikes.kz оставили, потому что это принципиально другой вид транспорта. Мои велосипеды двигаются со скоростью 10–14 км/ч, у них маломощные двигатели, которые работают только как ассистенты. Туристы всё равно крутят педали, просто поднимаются без лишнего напряжения. Это экологично, безопасно и удобно.

 

Но 17 августа владельцы арендных электромотоциклов собрались на втором пункте пропуска и устроили стихийный митинг. В это время мимо проезжала моя группа — иностранные туристы из Малайзии, Филиппин, Индии и Кореи. Мотоциклисты увидели их и начали возмущаться: почему велосипедам можно, а мотоциклам нельзя. Вместо того чтобы объяснить разницу, руководство полиции и парка пошло по самому простому пути и 18 августа запретило проезд и для электровелосипедов.

 

За пять лет у меня не было ни одного серьёзного инцидента. Все клиенты перед поездкой проходят инструктаж по безопасности, получают обязательную экипировку — шлемы, жилеты, чтобы быть заметными. Иностранцы ценят именно этот профессиональный подход. Я сам заинтересован в их безопасности: если туристы будут падать и получать травмы, никто ко мне не приедет. Поэтому я делаю всё, чтобы исключить риски.

 

Насколько серьёзно это ударило по имиджу Алматы среди иностранных туристов?

Очень сильно. Я вложил немалые средства: начинал с четырёх электровелосипедов, которые купил за свой счёт, постепенно увеличивал парк, сейчас у меня их несколько десятков. Я сам собирал технику, наладил сервис, открыл сайт, и у меня сформировалась аудитория — в основном иностранные туристы. Они бронируют поездки заранее: за два-три месяца, а гости из Скандинавии вообще за полгода вперёд. У них очень чёткий график — утром поездка к Большому Алматинскому озеру, днём экскурсия по городу, вечером культурная программа. Теперь этот план рушится. Каждый день я вынужден отказывать десяткам клиентов, которые заранее оплатили туры. Пешком до озера подниматься очень тяжело: дорога занимает полдня и требует большой физической подготовки, не каждый готов на это. 

 

Большинство из них в полном шоке. Люди заранее планируют отпуск, выстраивают программу, оплачивают туры за несколько месяцев вперёд. И когда я им объясняю, что дорожная полиция закрыла проезд для электровелосипедов на Большое Алматинское озеро, они просто не понимают, как такое возможно.

 

Репутация — это основной капитал, особенно в сфере туризма. Я читаю лекции по репутационному менеджменту: каждый недовольный турист, каждый срыв поездки бьёт по Алматы куда сильнее, чем может показаться чиновникам. В современном мире достаточно одного поста в социальных сетях, чтобы сотни людей отказались от поездки. Вот почему такие решения недопустимы.

 

Каждое подобное решение разрушает доверие. Мы живём в век социальных сетей, и любой недовольный турист делится своим опытом. Китайцы, например, объединены в крупных чатах, посвящённых Казахстану и Алматы. И как только у кого-то срывается поездка, он сразу пишет в этот чат, и вся аудитория узнаёт о проблеме. То же самое происходит у европейцев, у туристов из Кореи или Индии. Отзывы мгновенно распространяются. Представьте: человек планировал подъем на БАО, оплатил тур, а его разворачивают у шлагбаума. Он уезжает разочарованным и рассказывает об этом десяткам, а то и сотням людей в своей стране. Это колоссальный удар по репутации Алматы как туристического направления.

Фотографии взяты из личного архива Куата Домбай

 

Приведу живые примеры. 

Индус, айтишник, который работает в американской компании, бронирует у меня свадебный тур за три месяца. Приезжает с невестой в Алмату, у них медовый месяц, утро они проводят здесь, после обеда должны выехать дальше. Вчера ко мне пришла эта пара, а я вынужден сказать им: извините, поездка сорвалась. Представляете, какой осадок у них остается? Он потом пишет отзывы, и другие потенциальные туристы начинают задумываться, стоит ли ехать.

Во вторник у меня была группа из Кореи — шестнадцать человек, финансисты, которые приехали на переговоры. Они тоже заранее, ещё в апреле, бронировали велосипедный тур. И я вынужден был отказать. Представляете их реакцию? Они говорят: «Как такое возможно? У вас полный беспредел». И это каждый день.

 

Как вы оцениваете принятое решение?

 Оно абсолютно несоразмерное. В любой стране, если происходит авария, власти ищут способы повысить безопасность. Ставят ограничители скорости, предупреждающие знаки на опасных поворотах, ограничивают движение в отдельных зонах. Всё это можно было сделать за два-три дня. Например, обозначить скорость в 20–30 километров в час, предупредить о поворотах. Но вместо этого приняли запрет для всех, включая электровелосипеды, которые вообще не представляют угрозы. Это показатель непрофессионализма и бюрократического подхода.

Для меня электровелосипеды — социальный проект, который я создал для родного города. Это мой вклад в развитие туризма Алматы. И когда такие проекты рушат непрофессиональные решения, это обидно и несправедливо.

 

Власти должны не запрещать, а регулировать. Ограничения скорости, предупреждающие знаки, контроль на опасных участках — всё это можно внедрить за несколько дней. И тогда Алматы будет восприниматься как цивилизованное туристическое направление, где гости чувствуют, что местные власти думают о них. Это важно, если мы хотим, чтобы иностранные туристы приезжали снова и снова.

 

Мы сами себе стреляем в ногу. Если посмотреть на количество велосипедистов, например, в Кыргызстане, то их в десятки, в сотни раз больше, чем у нас в Алматы, и среди них очень много иностранцев. Он создают все возможные условия для туристов, потому что это означает приток валюты, а значит, экспортная статья.

 

Ведь если вы приедете в Альпы, вы свободно сможете кататься по горам на любых велосипедах. В Непале, где гибнут альпинисты, подъемы на восьмитысячники не закрывают, а в Кыргызстане после трагедии с альпинисткой подъем на пик Победы тоже никто не остановил. Туристы видят: в других странах проблемы решаются иначе, и у них возникает закономерный вопрос — почему здесь действуют по-другому?

Фотографии взяты из личного архива Куата Домбай

Получается, проблема с электровелосипедами — это не частный вопрос, а часть более широкой картины?

Совершенно верно. Запрет проезда на электровелосипедах — это не только удар по моему социальному проекту, это удар по всей концепции развития Алматы как туристического центра. Поймите, направление на Большое Алматинское озеро за пять лет стало вторым по популярности после Чимбулака. Это уникальный маршрут, который привлекает иностранцев со всего мира, и лишать их этой возможности — значит тормозить развитие города.

 

Если каждый воспринимает развитие туризма как задачу исключительно Акима, или только какого-то конкретного ведомства, а все остальные продолжают заниматься своими делами, то ничего не создаётся. Получается, как в басне: лебедь, рак и щука. Управленческий паралич. Плюс проблема в том, что нет профессионализации. Люди в кабинетах думают, что им проще, если иностранцев не будет вовсе, чтобы никто не мешал, зарплату они получат и всё. А ещё лучше — придумать какие-то запретительные меры, чтобы к ним приходили с взятками. Вот она, правда жизни.

 

У меня работает шесть человек: четыре менеджера, механик, сопровождающий. Я подбирал их очень тщательно. Но если ситуация продлится ещё неделю, я не смогу их содержать, придется увольнять. А таких компаний в Алматы — тысячи. Вся городская экономика держится на малых ИП.

 

Посмотрите на Сайран: туда вложили миллиарды, а после трагедии с утонувшими людьми просто закрыли. Вместо того чтобы продумать систему безопасности, нанять спасателей, сделать круглосуточное дежурство, просто запретили купание. Такой подход убивает любые инициативы.

Я хочу персонально обратиться к генералу дорожной полиции Алматы господину Заппарову Арыстангани Расилхановичу. Вместо того чтобы сидеть в кабинете и принимать решения оттуда, пусть он выйдет на место. Я приглашаю его: приезжайте, садитесь на мой электровелосипед, и если вы подниметесь вверх со скоростью больше 20 километров в час — я лично вам медаль дам. 

Это невозможно, потому что техника работает иначе, это маломощный, безопасный транспорт.  Я обращаюсь к властям: давайте перестанем рубить с плеча и закрывать целые направления туризма одним решением. 

 

Надеемся, что ситуация получит быстрое и взвешенное разрешение. Ведь Алматы уже сегодня входит в число самых привлекательных туристических направлений Центральной Азии, и сохранение доверия гостей должно оставаться приоритетом для всех заинтересованных сторон.

Свидетельство о постановке на учет СМИ № KZ16VPY00118275 выдано 25.04.2025.
+
Сообщение
+
Заказ звонка
Отправить