Фото: Global tourism forum
Авиация остаётся одной из ключевых отраслей, связывающих мир и поддерживающих глобальную экономику. Ежедневно аэропорты Европы принимают и отправляют десятки тысяч рейсов, а воздушное пространство региона загружено как никогда. Эксперты сходятся во мнении: чтобы сохранить конкурентоспособность, отрасли необходимо ускорить внедрение инноваций — не только в сфере устойчивого развития, но и в цифровизации аэропортов и улучшении клиентского опыта.
«Летом 2025 года по европейской сети выполнялось в среднем 35 тысяч рейсов в день — это на один процент больше, чем до пандемии»
— отметила Таня Кардозу Симойнш, директор по трансформации авиации EUROCONTROL, выступая на Global tourism forum в Брюсселе.
По данным Евроконтроля, к концу 2025 года в европейском небе будет зафиксировано около 11 миллионов полётов, а к 2026 году этот показатель вырастет до 11,4 миллиона. К 2031 году прогнозируется достижение отметки в 12,4 миллиона рейсов по всему континенту.
Рост авиационной активности сопровождается и увеличением туристического потока. Согласно данным Евростата, в первой половине 2025 года количество ночёвок в туристических гостиницах ЕС достигло 1,279 миллиарда — на 2,3% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Почти половина из них пришлась на иностранных туристов, а наибольший рост отмечен на Мальте, Кипре и в Хорватии.
Чтобы справиться с растущим пассажиропотоком, отрасли нужны системные преобразования. Как отметил Пол Гриффитс, генеральный директор Dubai Airports, одним из ключевых шагов станет интеграция регистрации, паспортного контроля и досмотра в единый непрерывный процесс.

Фото: Global tourism forum
«Это позволит увеличить пропускную способность аэропорта и при этом повысит потребительскую активность пассажиров. Ведь если вы прошли все формальности за считаные минуты, вы охотнее потратите время и деньги в аэропорту»
— заметил Гриффитс.
Он подчеркнул, что технологические решения должны сочетаться с качественным обслуживанием.
«Настоящее гостеприимство создают люди. Если персонал хорошо обучен, путешественник чувствует заботу и спокойствие»
— добавил он.
Сокращение выбросов остаётся приоритетом для мировой авиации, и ключевая роль здесь принадлежит устойчивому авиационному топливу (SAF). По данным IATA, SAF может снижать углеродные выбросы до 80%. Его производят из отработанных масел, органических отходов и непищевых культур.
«Мы должны стимулировать производство. Наша цель — к 2032 году добиться значительной доли топлива из возобновляемых источников в общем объёме потребления авиации», — подчеркнул Гриффитс.
В июле 2025 года отраслевые участники инициативы DESTINATION 2050 совместно с поставщиками топлива и операторами грузовых перевозок призвали Евросоюз ускорить разработку политики, снижающей инвестиционные риски и выравнивающей стоимость между традиционным и устойчивым топливом.
Симойнш, в свою очередь, подчеркнула, что будущее устойчивой авиации не ограничивается SAF. Перспективными направлениями остаются водородные и электрические технологии.
Самолёты на водороде выбрасывают лишь водяной пар, однако требуют криогенных баков, способных поддерживать температуру до –253 °C, что потребует перепроектирования воздушных судов. Несмотря на сложности, Airbus уже представила чертежи первого лайнера с водородным двигателем, испытания которого ожидаются к концу десятилетия.
Кроме того, аэропорты также движутся к энергетической автономии. По словам Гриффитса, в Дубае «вся поверхность аэропортов будет покрыта солнечными панелями», что позволит им обеспечивать себя энергией.
Цифровые технологии и искусственный интеллект становятся неотъемлемой частью авиации. Как рассказал Фредерико Фернандес, генеральный директор WIZE, в ОАЭ ИИ уже используется для координации операций при прибытии самолётов: заправки, обслуживания, погрузки багажа и обеспечения безопасности.

Фото: Global tourism forum
ИИ также помогает в управлении багажом, снижая число ошибок, а в лондонском аэропорту Хитроу тестируется система управления воздушным движением на основе ИИ — она поддерживает авиадиспетчеров, не заменяя их.
Фернандес отметил, что ИИ не заменит человека, особенно пилота. «На вопрос, станет ли ИИ пилотом, я всегда отвечаю: абсолютно нет», — сказал он. Вместо этого технологии помогут пилотам работать безопаснее и эффективнее. Его компания первой предложила обучение пилотов на базе ИИ, но при этом подчеркнула: человек должен оставаться главным в принятии решений.

Фото: Global tourism forum
«Будущее кажется светлым»
— говорит Таня Кардозу Симойнш.
Она представляет себе «небо, где самолёты летают бесшумно на чистой энергии, аэропорты вырабатывают больше энергии, чем потребляют, а путешествия становятся не только безопаснее и удобнее, но и полностью экологичными».
 
