Алмас Маратулы, директор агентства Limon Travel.

Фото: с личной страницы Алмас Маратулы в facebook
Как известно, туристов в Казахстане привлекают не только природные красоты, но и города. В городах посетителям интересна архитектура и развлечения, а также шопинг, рестораны, музеи, театры, различные культурные события. Не стоит забывать, что важной частью городского туризма в стране являются различные выставки, конференции и форумы (MICE-туризм).

Фото: Асылхан Сейдахмет
Об основных проблемах, тормозящих развитие туризма в городах Казахстана, рассказал эксперт в области урбанистики, исполнительный директор Ассоциации устойчивого развития территорий Q88, Мадияр Даурбаев.
Общественный транспорт.
«Когда мы приезжаем в какой-либо город, первое впечатление на выходе из вокзала или аэропорта обычно складывается по тому, как в городе развит общественный транспорт. Наличие современной связанной системы из удобных регулярно ходящих автобусов и скоростного общественного транспорта очень важно для туристов, которым ценят возможность недорого, быстро и экологично, доехать из своей гостиницы до любого интересующего объекта,» - заявляет эксперт.
К сожалению, в городах Казахстана скоростной общественный транспорт в весьма ограниченном виде присутствует по сути только в Алматы. В целом обычной ситуацией для городов страны являются забитые под завязку автобусы, стоящие в пробках. По словам Мадияра Даурбаева, очевидно, что гости городов в такой ситуации выберут такси, в котором в тех же пробках будут впустую тратить драгоценное время своего отпуска.
Навигация. Немаловажным фактором, является наличие на улицах и в общественном транспорте простой и понятной навигации.
Эту проблему необходимо решать, прописав чёткие требования к навигации в городских стандартах, дизайн-коде или других подобных документах.«Туристам нужно ориентироваться, получать информацию о достопримечательностях и транспортных маршрутах. Но навигацию в казахстанских городах не только сложно назвать системой, но и зачастую невозможно просто найти. Эпизодические и единичные информационные таблички, нередко с неактуальными сведениями, выцветшие и обветшалые мало чем могут помочь туристу. А английский текст часто вызывает у иностранцев просто улыбку. Стоит ли упоминать наличие совершенно необходимой специальной навигации для лиц с ограниченными возможностями – вопрос риторический», - сказал эксперт.
Пешеходная и вело- инфраструктура. Пешие передвижения по городу – немаловажная часть туристического опыта в любом месте. Это не только очевидные неспешные прогулки по паркам, набережным и пешеходным улицам, но и полноценный способ перемещения из точки А в точку Б.
Немало туристов, особенно из Европы, для знакомства с городом выбирают велопрогулки, а в последнее время и электросамокаты. Например, некоторые отели в Турции стали предоставлять такую услугу для своих постояльцев, в виде дополнительного бонуса. К сожалению, у нас мало того, что вело-инфраструктура не развита, так ещё и создаются нелепые правила для передвижения на микромобильном транспорте.Как говорит Мадияр Даурбаев, состояние тротуаров и общее качество городской среды в казахстанских городах оставляет желать лучшего. В итоге, вместо того, чтобы любоваться окружающими красотами, турист должен смотреть под ноги, чтобы не наступить в лужу или не упасть на неровной плитке. Сюда же можно отнести и проблему с нехваткой уличного освещения, «благодаря» которой гости города, особенно если это не большая компания, скорее предпочтут с наступлением темноты посидеть в номере, чем отправиться на прекрасную вечернюю прогулку. В зимнее время это уборка тротуаров от снега и наледи. Как показывает опыт, приоритет у городских служб, это проезжая часть, а пешеходные дорожки неделями остаются не убранными.
Экология. Не только гостям городов Казахстана, но самим и жителям приходится страдать от проблем с экологией. По словам эксперта, туристы и вообще любые люди, находящиеся на отдыхе, стремятся посещать экологически чистые места, а не те, где с первых минут от запаха гари начинает першить в горле. Избыток автотранспорта, зачастую сильно устаревшего, наличие неэффективных систем печного отопления и промышленных предприятий прямо в городской черте, чрезвычайно негативно сказывается на экологии городов Казахстана.
«В красочных проспектах и промо-роликах города любят выгодно демонстрировать захватывающие и красивые виды. Но что испытает турист, в предвкушении поднявшийся на смотровую площадку? Не всегда реальность совпадает с красивой картинкой, и пелена серого смога вместо завораживающей панорамы вызовет лишь чувство досады и обмана, за которыми последует, и что вполне справедливо, поток негатива в социальных сетях,» - подытожил Мадияр Даурбаев.
Несмотря на имеющееся серьёзные проблемы, у туризма в городах Казахстана имеются перспективы для развития, и весьма немалые. Для решения всех этих проблем необходим комплексный подход, включающий в первую очередь конечно же инвестиции в развитие инфраструктуры.
Благодаря грамотным целенаправленным усилиям, города Казахстана смогут в полной мере раскрыть свой туристический потенциал и привлечь больше гостей со всего мира. Конечно же, меры по повышению туристической привлекательности, существенно улучшат условия и собственно для самих горожан, обеспечат им комфортную, безопасную и здоровую жизнь.
Читайте также: Автопутешествие по Казахстану: 6 причин отказаться от поездки на машине.
В туризме слишком много лишних людей
Как развить массовый туризм, что бы в Казахстан приезжали не только на форумы или командировки, или к родственникам, но, чтобы летали чартерные рейсы и сформировалась система устойчивых пакетных турпродуктов? Об этом своим видением поделился эксперт по туризму, представитель одного из крупнейших туроператоров на рынке Казахстана, Искандер Салиходжаев.
Читайте также: Какие меры господдержки туризма существуют в мире?Не стану перечислять очевидные вещи, как инфраструктура, авиация, дороги, туалеты и т.д. Я думаю, на данном этапе становления отечественного туризма нам не обойтись без государственной поддержки. Важно понимать, что мы только в начале пути, особенно когда мы говорим о развитии массового, организованного туризма. Многие государства, в том числе и довольно развитые, активно вкладывают в туристический сектор, потому что понимают, что туризм – это полноценная отрасль экономики, такая же как строительство, нефте-газ или сельское хозяйство.
Зная, как сейчас принимаются решения в правительстве, не удивлюсь что программу прикроют, и мы можем откатиться на десятилетия назад. И всё из-за заявлений таких вот горе-специалистов. Уже сегодня мы столкнулись с ужесточением правил приёма заявок на субсидии. Всё это - вредительская работа так называемых «экспертов», которые сами не умеют работать, ничего не создали и никакой пользы туризму не несут.Думаю, что большой вред представляют собой ещё и псевдо-эксперты, всяческие ассоциации и бесполезные форумы и совещания.
«Недавно в одном СМИ читал статью, где какие-то, явно далёкие от туризма люди, абсолютно голословно критикуют систему субсидирования затрат туроператоров, которую так долго ждали и добивались участники рынка. Мало того, они позволяют себе навешивать ярлыки на своих же коллег туроператоров, которые честно работают на массовый въездной туризм, возят туристов чартерными рейсами в Казахстан и создают новые турпродукты» - сетует эксперт.
Возмущает также и то, что по их прихоти собираются разного уровня совещания в министерствах и даже в парламенте. При этом реальные участники рынка об этих сборищах вообще даже не знают.
"Людям, которые сидят в высоких кабинетах, следует больше прислушиваться к мнению профессионалов тур-отрасли, а не ко всяким самозванцам и популистам. И нужно дальше продолжать совершенствовать и упрощать механизмы господдержки" - считает эксперт.
Читайте также: Власти Узбекистана будут выплачивать до $100 за каждого туриста.