Фото: Вячеслав Фирсов
Париж / Куала-Лумпур, июль 2025 г. — Группа AirAsia объявила о масштабном расширении парка узкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов Airbus. В рамках стратегического пересмотра развития флотилии, перевозчик заказал 50 дополнительных Airbus A321XLR, доведя общий портфель заказов до 70 самолётов этой модели. Сумма сделки — более $12,2 млрд, по словам исполнительного председателя группы AirAsia Тони Фернандеса.
Почему A321XLR — это будущее для AirAsia?
Airbus A321XLR (Xtra Long Range) — это узкофюзеляжный самолёт с дальностью полёта до 7400 км, способный выполнять 8–10-часовые рейсы, при этом экономичнее широкофюзеляжных моделей.
«Это идеальный самолёт для регионов с переменным спросом, где широкофюзеляжные борта слишком велики», — отметил Фернандес в интервью в рамках визита премьер-министра Малайзии Анвара Ибрагима во Францию.
AirAsia отказалась от прежней цели — нарастить флот до 100 широкофюзеляжных A330neo. Вместо этого вектор развития сместился на гибкие и более экономичные A321XLR, которые проще масштабировать на маршрутах между второстепенными городами в Азии и Океании.
Шаг назад от широкофюзеляжных лайнеров
AirAsia X рассматривает возможность отмены части контракта на 15 Airbus A330-900neo. Сейчас идёт активное обсуждение с Airbus о возможной конверсии заказа в пользу A321XLR. Это объясняется изменениями в бизнес-модели:
- A330neo рассчитаны на ~380 пассажиров — слишком велика вместимость для ряда направлений;
- увеличение затрат на топливо и сложность загрузки бортов привели к снижению их экономической эффективности;
- постковидный рынок требует гибкости и частой адаптации расписания под сезонный спрос.
Где будут летать A321XLR?
AirAsia X уже планирует использовать A321XLR на следующих маршрутах:
- Австралия (Перт, Мельбурн)
- Китай (Чэнду, Шанхай)
- Япония (Осака, Фукуока)
Также рассматривается пилотный запуск рейсов в Европу на A330-900, если Airbus предложит выгодные условия. Но основной упор теперь — на экономию и частоту, а не на максимальную вместимость.
Напомним, с марта 2024 года AirAsia X выполняет прямые рейсы из Алматы в Куала-Лумпур на бортах Airbus A330.
Теперь, с появлением A321XLR, маршрутная сеть может стать ещё шире и экономичнее — включая возможное расширение полётов из Казахстана.