В Казахстане с 1 января 2022 года действует программа субсидирования затрат туроператоров за каждого иностранного туриста. Она включена в пакет из семи инструментов государственной поддержки туристической отрасли. Размер выплаты составляет 15 000 тенге за каждого иностранного туриста, если компания соблюдает установленные правила. Одним из условий является, что турист должен провести в Казахстане 3 ночи и 4 дня. Казалось бы все просто, но на деле, как выяснилось, субсидирование получают далеко не все туроператоры и далеко не в полном объеме. Решения по заявкам принимаются на заседаниях специальной комиссии, которые должны проводиться не реже одного раза в квартал.
Редакция сайта Travelpress.kz попыталась разобраться в ситуации и ознакомилась с протоколами Комиссии по рассмотрению заявок субъектов предпринимательства туристкой деятельности на получение мер государственной поддержки. Изучив документы мы сделали следующие выводы.
Получилось что с начала 2025 года комиссия присудила субсидий лишь на 8060 туристов, из них:
- TOO «Dook Travel Kazakhstan» - 4603 туристов
- ИП «Национальный Туроператор Казкурорт» - 1551 туристов
- ИП «Рокет» - 822 туристов
- TOO «Kazin International» - 503 туристов
- ТОО «Юни Тур» - 230 туристов
- TOO «AirNexх (ЭйрНекс)» - 200 туристов
- TOO «SkyWay LTD» - 132 туристов
- TOO «TRIP TO KZ» - 11 туристов
- ТОО «Алматы Лакшери Трэвел» - 8 туристов
Но на самом деле организованных туристов, которые попадают под условия субсидирования кратно больше. Чиновники отчитываются о миллионах туристов, которые посещают Казахстан, но фактическое количество субсидий, полученных туроператорами за этих гостей, исчисляется лишь тысячами. Отрасль демонстрирует рост статистики, а сами игроки рынка сталкиваются с ограниченными выплатами и бюрократическими барьерами.
По данным Национального банка Казахстана, средние расходы одного иностранного туриста из дальнего зарубежья во время визита в страну составляют от 1200 до 1500 долларов США. Экономический эффект от каждого привлечённого гостя очевиден, тогда почему в условиях значительных выгод для экономики субсидии так редко доходят до туроператоров?
Почему госорганы относятся к туроператорам по остаточному принципу? Именно на плечах туроператоров лежит работа по формированию казахстанского турпродукта - подбор мест размещения, договоры с авиаперевозчиками, экскурсии, маркетинг и PR на внешних рынках и многое многое другое. Чтобы понять, как сложности в субсидиях отражаются на туроператорах, мы обратились к компаниям, которые непосредственно работают с иностранными туристами.
Переносы собраний
С начала 2025 года комиссия собиралась 23 раза, редакция внимательно изучила все протоколы и подсчитала: целых 13 заседаний переносились, и на них не принималось никаких решений. Чаще всего причиной переноса становилось отсутствие кворума — на заседаниях присутствовало меньше 7 участников, хотя приглашения получали все 13 членов комиссии. Такая практика создаёт впечатление искусственного затягивания выплат, словно решения намеренно откладываются до момента истечения сроков принятия заявок. В «KAZIN INTERNATIONAL», которая работает с потоками из Индии и арабских стран, подтвердили эту проблему на собственном опыте.
«Заявки за 2024 год были поданы в сентябре, заседание комиссии затянули до конца декабря, что не дало возможности исправить мелкие недочеты.»
Причины отказов
Редакция также проанализировала протоколы отказов и выделила наиболее частые причины, по которым заявки туроператоров оставались без поддержки. Руководитель ТОО «Dook Travel Kazakhstan» Никита Шнайдер, чья компания специализируется на приёме гостей из Индии, рассказал о типичных трудностях при подаче заявок:
«Например, в случае если в полной заявке на несколько сотен человек у одного туриста есть ошибка или отсутствует регистрация в E-Qonaq, за которую отвечает место проживания, а не оператор, то отклонялась вся заявка. После одного судебного процесса эта практика изменилась в лучшую сторону. Однако многие компании до сих пор не могут подавать заявки из-за сложности составления документов. В 2024 году мы привезли 8 156 человек, но одобрено было только по 7 783 туристам».
В «KAZIN INTERNATIONAL» также отметили формальный характер отказов. В 2024 году компания приняла около 8000 иностранных туристов, однако столкнулась с бюрократическими барьерами:
«Основная часть отказов носила формальный характер и не отражала фактически оказанные услуги. Например, при загрузке документов не прикрепили приложение к лицензии, хотя в перечне документов указана просто лицензия. В другом случае при формировании заявки в одном из руминг-листов использовался мелкий шрифт — и из-за этого отклонили всю заявку».
В «SkyWay LTD», которая работает с туристами из Китая, Индии, арабских стран, стран Юго-Восточной Азии, а также России и Европы, подчеркнули аналогичные проблемы. Компания столкнулась с отказами, напрямую связанными с факторами, которые туроператоры не контролируют:
«Регистрация в eQonaq зависит от средств размещения, и оператор этим процессом управлять не может, особенно в регионах. Из-за этого отклонялись целые пакеты. При больших заявках единичные недочёты по отдельным туристам роняли весь список. В 2024 году приняли около 12 000 иностранных туристов. Одобрение получили примерно по 4 000 туристам.»
Субсидии через суд
Многим туроператорам приходится через суд доказывать своё право на субсидии. Некоторые доходят даже до Верховного суда. Кстати это тоже очень удобная схема для многих гос.органов, которые таким образом перекладывают ответственность за принятие решений на суд.
«SkyWay LTD» рассказали о судебных процессах за 2023 год:
«По отказам за 2023 год мы были вынуждены защищать права в судах и дошли до Верховного суда. По итогам этой практики ведомство скорректировало подход: при единичной ошибке больше не отклоняют весь пакет, а рассматривают и могут одобрить корректные позиции. Правда до сих пор деньги по 2023 году по заявкам, которые суд обязал принять, так и не были выплачены — речь идёт примерно о трёх тысячах человек».
Где деньги?
Опрос туроператоров показал, что почти ни один из них не получил причитавшиеся субсидии за 2024 год в полном объеме. Что это? Неэффективное бюджетное планирование или средства от субсидий перенаправили на другие статьи расходов? Почему молчат члены комиссии, в которую входят руководители профильных ассоциаций и НПП Атамекен? Разве не их прямая обязанность отстаивать права предпринимателей и участников рынка?
Туроператор ТОО «Dook Travel Kazakhstan» за 2024 год получил одобрение по 7 783 туристам, из 116 745 000 тенге выплачено лишь 30 000 000 тенге. За 2025 год одобрено 4 000 человек, но субсидии им не поступили. Ещё один туроператор «SkyWay LTD» получил одобрение по 4 000 туристам, из 60 миллионов тенге фактические выплаты составили 6 миллионов тенге (около 10% от одобренных).
ТОО «Dook Travel Kazakhstan» прокомментировали эту ситуацию:
«Из всех одобренных заявок в прошлом году было получено только 25% и до сих пор нет информации, когда будет выплата, никаких действий со стороны курирующего органа нет. Хотя по правилам выплата должна была быть в начале этого года, все сроки уже прошли.».
Изменения в регулирующем органе
В отрасли крайне обеспокоены тем, что в 2025 году обсуждается передача полномочий по субсидированию от Министерства туризма и спорта Республики Казахстан к местным исполнительным органам областей, городов республиканского значения и столицы.
В компании SkyWay LTD подчеркнули, что о готовящихся изменениях узнали лишь недавно.
«Профильное министерство в настоящее время планирует внести изменения в законодательство, о чём мы буквально недавно узнали. Мы выступаем против предлагаемых изменений в текущем виде, поскольку они вносятся без должного обсуждения с отраслью, создают правовую неопределённость и демонстрируют недостаточное понимание реалий рынка. Передача меры на уровень акиматов сделает её неработоспособной для комбинированных маршрутов (например, 2 ночи в Алматы + 2 — в Туркестане + 2 — в Актау): непонятно, кто и за что платит при «разделённых» ночёвках.
Необходимо возвращать любые правки в рамки профильного туристского регулирования и проводить полноценные консультации с туроператорами, средствами размещения и отраслевыми ассоциациями. Также это противоречит распоряжениям Главы Государства о поддержке отрасли на республиканском уровне и в целом по мерам поддержки бизнеса.»
Развитие туризма в Казахстане находится в центре внимания на самом высоком уровне. Премьер-министр Олжас Бектенов лично посетил Актау, чтобы ознакомиться с проектами по развитию морских портов и туристической инфраструктуры в Кендерли. Страна ставит цель привлечь 15 миллионов туристов к 2029 году.
«Туристическая отрасль должна стать новой точкой роста экономики нашей страны. Потенциал развития туризма в Казахстане очень большой. За последние пять лет количество туристов выросло в 7,5 раза. В прошлом году нашу страну посетило свыше 15 млн человек», — подчеркнул Бектенов.
Президент Касым-Жомарт Токаев уделяет развитию туризма системное внимание: в июне прошлого года он провел большое совещание по отрасли, а в своих Посланиях к народу несколько раз отмечал его значимость. Колоссальные средства выделяются на развитие туристической инфраструктуры, строятся аэропорты и гостиницы, принимаются планы развития курортов и туристических кластеров.
«Серьезной точкой роста регионов должен стать туризм. Укреплению туристического потенциала регионов способствуют проводимые там мероприятия республиканского и международного уровня», — отметил Токаев.
Однако чиновники Министерства туризма и спорта продолжают вести свою непонятную игру. Редакция сайта продолжает следить за ситуацией и изучать другие меры господдержки туризма. Если вы являетесь туроператором или другим участником рынка, и вам есть что сказать, то можете обратиться в нашу редакцию на эл.почту Travelpresskz@gmail.com.