– Уважаемый Кайрат Серикович, как вы отнеслись к критике президента? Ведь Kazakh Tourism регулярно рапортует об успехах туризма в Казахстане, а на совещании Касым-Жомарт Кемелевич отметил, в основном, проблемные моменты. Согласны ли вы с ним?
– Наверное, впервые к критике отнёсся спокойно и даже с некой радостью. Во-первых, она справедливая. Во-вторых, касалась она, по большей части, коллег из госорганов и акиматов, работа которых напрямую не связана с туризмом, однако является важной составляющей турпродукта, как транспорт, экология, урбанистика, бренд.
Как человеку, проработавшему в отрасли много лет, было отрадно, что впервые на самом высоком уровне до мельчайших подробностей удалось разобрать многие аспекты цепочки так называемого customer journey (пути туриста). Президент очень точечно прошёлся по всем болевым точкам нашей индустрии, и это придало импульс, которого мы долго ждали, как отрасль.
Фото: пресс-служба Акорды
В целом, туризм и проблемы в какой-то степени неразлучны, как в развивающихся, так и в развитых странах. У стран первого мира вызовы связаны с перенасыщением посетителей, что вызывает недовольство местных жителей, рост цен, загрязнение. В развивающихся государствах – с инфраструктурой и сервисом. Но если рассматривать туризм не только как проблемы, а также, как часть решения проблем, то картина выглядит иначе. Ведь страна удобная для туриста, будет удобна и местным жителям. И мы, как гостеприимная нация, которая очень беспокоится о том, что скажет или подумает гость, думаю, вскоре свыкнемся с этой мыслью и будем действовать соответственно.
– Глава государства дал сразу ряд поручений и обозначил несколько задач. Что вы собираетесь делать, в первую очередь?
– Прозвучали поручения разного характера. Первоочередное – это комплексно подойти к развитию трёх территорий: Щучинско-Боровской курортной зоны, Мангистау и Алматинского горного кластера. Сегодня утром специальная команда уже выехала в Щучинско-Боровскую курортную зону для проведения инвентаризации состояния транспортных объектов, маршрутов, указателей и придорожного сервиса. Исходя из экологической нагрузки и удобства туристов будет разработано новое видение по развитию курорта.
По Мангистау проработка достаточно высокая, на сегодня ряд объектов уже действует. Остаётся решить вопросы завершения строительства отелей и торговых территорий, а также открытия новых авиасообщений. Что касается Алматинского горного кластера, в частности, ущелья Тургень, имеются результаты предварительных изыскательных работ. У нас есть чёткое видение, где именно может расположиться новый горнолыжный курорт с учётом подъездных путей, уровня осадков и крутости склонов. Такого рода проекты требуют существенных затрат на подведение инфраструктуры, что и будем в первую очередь решать с акиматом области.
Далее, остро стоит вопрос турбренда. Ранее были неоднократные попытки «нащупать», что же именно должен нести бренд страны, какие смыслы и ценности он должен транслировать. Поэтому данную работу мы активизируем совместно с внешнеэкономическим ведомством МИД. И третье, это вопросы обучения. Здесь, помимо менеджеров среднего и высшего звена, которых готовят в Туркестане, стоит сфокусироваться на линейном персонале. Потребуется ежегодное обучение по типу повышения квалификации и мастер-классов, а также продолжение создания новых онлайн-курсов на базе нашей платформы Tourism Online Academy.
– Президент отметил, что в течении пяти лет поток туристов можно увеличить в два, а то и три раза. Как вы считаете, мы способны переварить такой объём? Может ли Казахстан успеть создать необходимую инфраструктуру – гостиницы, аэропорты, дороги?
– Двукратный и трёхкратный потенциал роста количества туристов возможен, но постепенно. Взрывной рост для туризма не очень хорош, так как порождает чрезмерную нагрузку на инфраструктуру и вызывает недовольство, как самих туристов, так и местных жителей. При планомерном развитии, отраженном в Концепции отрасли до 2029 года, цель стоит увеличить количество гостей в отелях с 1,1 млн в 2023 году до 4 миллионов в 2029 году. С учётом поручений, которые были даны транспортному ведомству и акиматам, думаю, возможно обслуживать такой поток и даже больше.
– Какие ещё гостиничные бренды, помимо Accor, будут привлекаться в Казахстан, можете поделиться планами?
– Помимо Accor, в Казахстане присутствуют другие сети, такие как Marriott, InterContinental и др. Сети достаточно активны и открыты. Однако стоит помнить, что сетевые отели это лишь франшиза и бренд, а инвесторы, которые вкладывают в отели, в основной массе, местные бизнесмены. И им требуется финансовая поддержка в виде «длинных дешёвых» денег, так как отельный бизнес долгоокупаемый. Также необходимо рассматривать и налоговые льготы для нового бизнеса на отдельных приоритетных территориях. Сегодня мы на стадии переговоров с китайскими и итальянскими бизнесменами по нескольким инвестиционным проектам. После этого совещания будут пересмотрены подходы по некоторым курортным зонам, и, думаю, вскоре мы сможем более конкретно рассказать о новых инвесторах.
– Мы знаем, что работа Казахтуризма это в основном маркетинг страны на внешних рынках. Тем не менее, участвует ли ваша компания в инфраструктурных проектах, если да, то на каком уровне?
– В инфраструктурных проектах мы не участвуем напрямую, так как у нас нет такого мандата, хотя, откровенно говоря, это необходимо. У курортных зон должен быть «хозяин», как привычные КСК или ОСИ. Ведь на территории курортов очень много публичных земель или участков общего пользования. К примеру, отели и аквапарки владеют землей вокруг себя в пределах выделенных участков, ухаживают за ней, строят инфраструктуру, но территория между отелями, а также пляжи, пешеходные и велодорожки, газоны и т.д. остаются бесхозными. Районным акиматам не до них, так как у них в приоритете населённые пункты. Соответственно, требуется управляющая компания, которая бы отвечала за управление курортом в части озеленения, благоустройства, общественного транспорта между отелями, охраны, освещения, указателей и тд. Такой управляющей компанией могла бы быть нацкомпания. Также эти курортные зоны необходимо начинать рекламировать с момента закладки фундамента, вести переговоры с авиакомпаниями, с местными и центральными властями, отстаивать интересы курорта и т.д.
– Многие замечания, озвученные президентом, относятся к компетенции местных исполнительных органов. Как вы считаете, достаточно ли внимания они уделяют вопросам развития туризма?
– Есть регионы и города, в которых достаточно хорошо поставлено управление отраслью, имеются и аэропорт, и гостиничный фонд, интересные достопримечательности. Это, например, Туркестанская область, Алматы, Астана, Алматинская область. Проблемы там оперативно решаются ввиду того, что туризм приоритезирован. Однако для качественного рывка необходимо, чтобы в акиматах создавались DMO (Destination management organization), организации, в управление которых входит не только туризм, но и местный бизнес, формирующий турпродукт (горные курорты, такси, аэропорт, авиакомпании, торговые центры, театры и т.д.). Они совместно решают не только инфраструктурные задачи, но и определяют маркетинговую стратегию.
* АО «Национальная компания «Kazakh Tourism» было основано в 2017 году с целью продвижения Казахстана в мировом масштабе как туристического направления. Kazakh Tourism, является бренд-менеджером страны по туризму и дочерней компанией Министерства культуры и спорта, обеспечивает позиционирование страны как на международном, так и на внутреннем рынке.