Фотография: Travel Tomorrow
Коалиция европейских организаций по защите прав потребителей подала официальную жалобу на семь бюджетных авиакомпаний, обвинив их в нарушении законодательства ЕС в связи с политикой взимания платы за ручную кладь. Жалоба, направленная в Европейскую комиссию и Сеть сотрудничества в области защиты прав потребителей (CPC), затрагивает авиакомпании EasyJet, Norwegian Air Shuttle, Ryanair, Transavia, Volotea, Vueling и Wizz Air, передает TravelPress.kz со ссылкой на TravelTomorrow.
Европейская организация потребителей (BEUC) и 16 её членов из 12 стран утверждают, что указанные авиаперевозчики необоснованно взимают плату за провоз ручной клади, соответствующей разумным требованиям по размеру и весу. По мнению заявителей, такие действия нарушают решение Суда Европейского союза 2014 года, согласно которому перевозка ручной клади, соответствующей стандартам безопасности и размера, не должна облагаться дополнительной платой.
Этот правовой прецедент, установленный более десяти лет назад, стал основой потребительских прав в сфере авиации ЕС. BEUC считает, что продолжающееся игнорирование этого решения со стороны авиакомпаний приводит к путанице и неравномерности практик по всему Европейскому союзу.
«Сегодня мы предпринимаем меры в отношении семи авиакомпаний, которые эксплуатируют потребителей и игнорируют решение высшего суда ЕС, признавшего незаконным взимание платы за ручную кладь разумного размера», — заявил Агустин Рейна, генеральный директор BEUC.
Жалобы приводят к крупным штрафам
Испанская организация OCU, входящая в BEUC, ранее обратилась с жалобой в национальные органы, что вызвало серьёзную реакцию. В конце 2024 года Министерство социальных прав и потребления Испании оштрафовало пять бюджетных авиакомпаний на общую сумму 179 миллионов евро за так называемую «злоупотребляющую практику в отношении ручной клади». Наибольший штраф получил Ryanair — 107 миллионов евро, за ним следуют Vueling с 39 миллионами и EasyJet с 29 миллионами евро.
В Бельгии организация Testachats/Test-Aankoop в мае 2024 года подала аналогичную жалобу, а затем начала судебное разбирательство против Ryanair, утверждая, что политика авиакомпании нарушает как европейское, так и бельгийское законодательство о защите прав потребителей. В Португалии организация DECO, также входящая в BEUC, подала аналогичную жалобу, усилив давление на органы ЕС.
Одним из ключевых аргументов BEUC является то, что несогласованность правил перевозки ручной клади затрудняет для пассажиров сравнение цен и принятие обоснованных решений при выборе рейсов. Например, Ryanair разрешает бесплатно провозить только одну сумку, помещающуюся под сиденье (размером 40×25×20 см), в то время как Brussels Airlines включает в стандартный билет более крупную ручную кладь (55×40×23 см).
В ответ на обвинения Ryanair заявила, что её правила по багажу ясно изложены во время бронирования и остаются добровольными для клиентов. Однако BEUC утверждает, что такие «дополнительные опции» зачастую вводят в заблуждение, появляются поздно в процессе бронирования или фактически являются обязательными, если пассажир не желает платить значительно больше.
Призывы к унификации правил на уровне ЕС
Коалиция призывает Европейскую комиссию чётко определить, какие услуги должны быть включены в базовый тариф. BEUC также выступает за единые правила на уровне ЕС, которые бы определяли, что считается «разумной» ручной кладью, обеспечивая единообразие для всех стран-членов и авиакомпаний.
Согласно опросу, проведённому нидерландской организацией Consumentenbond, 86% пассажиров считают, что стандартный билет должен включать как небольшую личную вещь (например, дамскую сумку или чехол для ноутбука), так и небольшую тележку или рюкзак. По мнению BEUC, это отражает более широкий общественный запрос на прозрачность и справедливость в ценообразовании авиабилетов.
BEUC также подчёркивает, что унификация правил принесёт пользу и аэропортам, упростив обработку багажа и снизив количество конфликтов у выходов на посадку.
Пока Европейская комиссия рассматривает жалобу, дело может стать важным прецедентом. Положительное решение способно открыть путь к единым правам пассажиров и прозрачному ценообразованию на рынке авиаперевозок ЕС, с долгосрочной целью — восстановить доверие потребителей.
Читайте также: Бюджетные авиакомпании доминируют в европейском небе.