— Здравствуйте, Рашад! Вас хорошо знают профессионалы туристской отрасли, но будет не лишним рассказать о вас и нашим читателям. Скажите, как давно вы работаете в индустрии туризма и с чего вы начинали?
— В туризме я уже больше 27 лет и уже четверть века работаю в Anex. Трудовой путь я начинал с того, что встречал туристов в аэропорту, был гидом, проводил экскурсии. Сейчас я возглавляю подразделение Anex в Центральной Азии и Закавказье.
* Справка: Международный холдинг ANEX Group основанный в Турции, присутствует в 35 странах мира. В Турции компании ANEX принадлежат такие бренды, как Zen Hotels (Phaselis Princess Hotel и The Inn Resort Hotel), Life Hotels (Green Hill Hotel), Syedra Princess Hotel, Sun Princess Hotel, Vista Hotel и Anex Sky Hotel. В 2017 году в Анталье ANEX открыл пятизвёздочный отель Selectum Luxury Resort Hotel. Группа также управляет отелями во Вьетнаме и Таиланде под торговой маркой Diva Hotels, а также отелями в Египте и на Кипре.
— Насколько мы знаем, вы лично не так давно работаете в Казахстане. Скажите, какие изменения в отрасли вам удалось зафиксировать за это время?
— В Алматы я живу полтора года, а наша компания работает на казахстанском рынке уже 10 лет. Если отбросить громкие заявления и красивые заголовки, то можно отметить следующие моменты, которые я считаю правильными. Во-первых, это грамотная визовая политика, как, например, безвизовый режим с Китаем, Вьетнамом и Таиландом. Также это политика «открытого неба», причём казахские власти воплощают её на деле. И конечно же, это обновление и реконструкция аэропортов, как центральных, так и региональных. Возможно, пока эта работа вызывает определённые неудобства у пассажиров, но это основа основ, без которой невозможно построить устойчивый туризм.
Отдельным пунктом я бы выделил и меры господдержки, которые вышли на системный уровень и уже влияют на туристический рынок.
— Вы упомянули безвиз с Таиландом и Вьетнамом. По вашему мнению, туристам этих государств будет интересно посетить Казахстан? Какая практическая польза нашему туризму от упрощения визового режима с ними?
— Конечно, массового потока туристов из Вьетнама и Таиланда ожидать не стоит, но я приведу вам несколько цифр. К примеру, по данным министерства туризма Таиланда, в 2023 году их страну посетило более 172 тысяч казахстанцев. Напомню, виза туда стоит 40$. Да, некоторым туристам виза не нужна, как, например детям до 12 лет. Но даже если посчитать две трети от этого количества, то выходит экономия на миллионы долларов. Или если совсем проще, то это минус 80$ от стоимости тура на двоих. То есть наши туристы уже в плюсе. Это и есть практический эффект.
А вот в плане въездного туризма уже можно наблюдать кратный рост китайских и индийских туристов. По данным минтуризма, в прошлом году турпоток из Китая вырос в 12 раз, из Индии — в 3 раза. В абсолютных цифрах это 217 тысяч туристов из Китая и 78 тысяч из Индии. Есть международные расчёты, есть расчёты казахстанского Нацбанка. Так вот, согласно этим расчётам, один иностранный турист оставляет в стране пребывания в среднем 1,5 тысячи долларов США и содержит 2 рабочих места. Об этом тоже нельзя забывать.
Весь этот резкий подъём турпотока не случаен, это результаты грамотной визовой политики Казахстана. И здесь надо отдать должное вашему президенту Касым-Жомарт Кемелевичу Токаеву и МИДу, конечно же. Многие вопросы, некоторые из которых подолгу пробуксовывали, находят решение на самом высоком уровне.
— Какие именно, можете привести примеры?
— Их масса. В прошлом году президент посетил с государственным визитом Вьетнам. Как результат, мы имеем безвиз на 30 дней, и их компания SOVICO Group берёт под крыло Qazaq air. А это, на минуточку, один из крупнейших региональных игроков с большим опытом. И они не просто покупают авиакомпанию с долгами, но ещё и берут обязательства пополнить лётный парк новыми самолётами. Здесь я могу рассуждать не только как сторонний наблюдатель, но и как партнёр авиакомпании VietJet, которая также входит в холдинг SOVICO Group.
Другой пример — визит Токаева в Италию, где он провёл переговоры с руководством авиакомпании Neos. С 2022 года они летают между Алматы и Миланом, но уже идёт разговор о рейсах Астана-Рим. В 2022 году итальянских туристов было около 7 тысяч, а в 2023 году — уже 11 тысяч. И здесь есть куда расти, потенциал европейского рынка огромен. Насколько я знаю, сегодня определённая маркетинговая работа Казахтуризмом уже ведётся.
Рынок всегда быстро реагирует на любые изменения. Тут можно с уверенностью сказать, что мы, туроператоры, всегда очень внимательно следим за международной повесткой президента Токаева.
— Насколько стало открытым небо Казахстана? И вообще не вредит ли эта политика отечественным перевозчикам?
— Давайте посчитаем вместе. Вот те авиакомпании, которые пришли только за последние 1,5-2 года: IndiGo, VietJet, Red Sea Airlines, Salam Air, Air Cairo, Neos, Loong Airlines, Air Asia Х, и это только навскидку. В прошлом году также начала летать наша сестринская авиакомпания MGA (Mavi Gök Airlines) с чартерными рейсами из Астаны в Анталью. С 2022 года мы привозим российских туристов в Актау на крыльях Red Wings.
В основном, политика «открытого неба» привлекает на рынок бюджетные авиакомпании, то есть лоукостеры, что за частую приводит к конкуренции и снижению цен на билеты. Конкуренция — это всегда двигатель прогресса. В любом случае, это идёт на пользу потребителям и даёт им широту выбора как авиаперевозчиков, так и направлений.
Не стоит забывать и о том, что, открывая небо, вы посылаете сигнал всему туристическому рынку, что в этой стране можно работать, что Казахстан это открытая страна и надёжный партнёр.
— Как вы считаете, достаточно ли государство поддерживает туризм в Казахстане? Как, вообще, в других странах стимулируют туристический сектор?
— Как туроператор могу сказать, что в конце прошлого года мы начали получать субсидии за каждого иностранного туриста. И это хорошая поддержка, эти средства мы вкладываем в маркетинг, в поддержание incoming офиса и так далее. И это достаточно распространённая практика, как в развивающихся странах, так и в странах, где туризм уже на довольно высоком уровне. В Саудовской Аравии, например, субсидируют авиаперевозчиков, чтобы раскрутить новые маршруты. Отдельные города Египта, Турции, Греции также платят за каждого интуриста. В прошлом году Узбекистан объявил о субсидировании туроператоров. Есть также налоговые послабления и различные льготные кредиты. Здесь, как и в любом бизнесе, нужно сначала вложиться. Поэтому можно называть это не субсидиями, а государственными инвестициями, которые, я уверен себя многократно окупят.
— Какая-то красивая картина нарисовалась, вам не кажется? Давайте перейдём к проблемам отрасли.
— Я лишь отметил те позитивные изменения, которые заложат основу для успешного развития туризма в стране. Это только начало пути, впереди ещё много работы. А проблемы остаются те же — всё ещё недостаточно крыльев и нехватка качественных мест размещения. Попробуйте найти нормальный отель в Алматы или Астане в дни, когда проходит какой-либо форум или другое крупное мероприятие. Это практически невозможно. Поэтому нужно продолжать стимулировать строительство новых отелей и модернизацию действующих, привлекать мировые гостиничные бренды. Что, в принципе, неплохо получается у Казахстана.
Понимаете, мы, туроператоры, можем сформировать турпродукт, прокачать направление, продать его, привезти туристов в Казахстан. Однако то, с какими впечатлениями гости уедут, будет зависеть от множества других факторов – от того, как их встретят пограничники, как обслужат в кафе, музее, отеле. Поэтому нужно непрерывно работать над улучшением сервиса и культуры гостеприимства.
Задача любого города вытащить туриста из гостиницы, пляжа или базы отдыха, чтобы он посетил местное кафе, сходил в театр или музей, купил сувенир. Так работает экономика туризма, поддерживаются рабочие места и малые предприятия. Поэтому нужно в целом повышать городской комфорт – безопасность, транспортную и пешеходную доступность, экологию, качество сервиса и многое другое.
Как видите, президент уже заложил мощный фундамент для развития туризма в Казахстане. Теперь нужно использовать эти открывшиеся возможности на 100%. У Казахстана есть все шансы укрепить свои позиции в регионе, и это не только моё мнение, но и мнение многих моих коллег по цеху.
Читайте также: 5 лет у штурвала: Сколько зарубежных поездок совершил Токаев в качестве Президента?