До этого похожий существенный рост цен — на 27,2%, наблюдался в августе 2008 года. Согласно статистике, средняя цена перелёта в эконом-классе в расчёте на одну тысячу км пути в последнем месяце прошедшего лета составила 7912,64 рублей (свыше 45 тысяч тенге). Такая цена является рекордной за всё время ведения статистики. До этого резкий рост цен на авиаперелёты наблюдался в начале года, тогда цены поднялись на 34–42% в годовом выражении.
Как сообщал глава Минтранса Роман Старовойт со ссылкой на данные Федеральной антимонопольной службы (ФАС), авиабилеты за прошедшее полугодие подорожали на 20%, а средняя цена билета составила 9150 рублей:
«Здесь несколько факторов. Это рост пассажиропотока, то есть увеличивается конкуренция. Это затраты авиакомпании на поддержание лётной годности. Как бы то ни было, но увеличились расходы авиакомпаний на эти виды работ. Также в целом рост стоимости и топлива, и наземных услуг, которые сегодня мы фиксируем».
По его словам, россиянам необходимо приобретать билет заранее, в таком случае цена будет ниже.
Росавиация отмечает, к концу лета пассажиропоток начал снижаться и составил в августе 12,1 млн человек. При этом внутренние перевозки (78% от общего пассажиропотока, или 9,49 млн человек) показали снижение на 0,48% год к году. Ведомство полагает, что годовой пассажиропоток в 2024 снизится до 98 миллионов человек, тогда как в 2023 году авиаперевозками воспользовались 105 миллионов пассажиров.
По данным российских СМИ, в сентябре крупнейшие авиаперевозчики в РФ запустили распродажи авиабилетов. О скидках объявил «Аэрофлот», S7 Airlines, «Победа», «Уральские авиалинии» и Utair.
В июле председатель думского комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев предлагал установить предельную границу цены авиабилета. По его словам, разработкой предложения займётся рабочая группа из 10 депутатов. Москвичев отметил, что депутаты проанализировали финансовую отчётность авиакомпаний по итогам прошлого года и первого квартала. По мнению парламентариев, текущий тариф «экономически обоснован».
На данный момент в большинстве рейсов авиакомпаний применяется система динамического ценообразования, которая определяет стоимость билета на основе внешних факторов, таких как дата вылета и сезонность. Фиксированные тарифы действуют в рамках нескольких госпрограмм субсидирования перелётов внутри РФ.