Также рассматривается идея запрета на аннулирование всех сегментов билета, если пассажир не явился на первый рейс. Сенатор Андрей Кутепов требует от правительства усовершенствовать «Общие правила воздушных перевозок», чтобы вернуть скидки и расширить льготные программы:
Например, при приобретении билетов с пересадками, если до одного из промежуточных пунктов пассажир вдруг решил добраться на машине или другом транспорте, сгорает вся цепочка рейсов, притом что все билеты оплачены. На железнодорожных или автобусных перевозках оплаченное место остаётся за пассажиром, даже если он сел на 1/10 пути, отмечают в комитете по экономполитике Совфеда.«Обоснованное недовольство граждан вызывает и фактическое игнорирование авиакомпаниями норм о предоставлении 50-процентной скидки на перевозку детей от 2 до 12 лет. Справедливое возмущение граждан вызывает и аннулирование полностью оплаченного билета из нескольких полётных сегментов при пропуске одного из них».
Другим негативным моментом, сложившимся в секторе авиаперевозок, назван рост цен на авиабилеты от 9 до 22%, ежемесячно фиксируемый Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой государственной статистики. Часть проездных документов с ранним сроком приобретения продаётся ниже себестоимости, в то время как билеты непосредственно перед вылетом — выше себестоимости, чем достигается заполнение бортов и компенсируются потери от дисконтных билетов.
Между тем такая схема может противоречить постановлению правительства № 724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы», в котором уровень рентабельности на авиаперевозки пассажиров установлен в размере 20% к себестоимости. На авиабилеты влияют и услуги аэропортов, отличающиеся по стоимости в разы, что создаёт у потребителей ощущение несправедливости ценообразования.
Замминистра транспорта РФ Владимир Потешкин, замминистра Минэкономразвития Максим Колесников, сенаторы, а также представители Росстата и ФАСа выступили за разработку единой методики расчёта себестоимости полётов, которую можно зафиксировать в постановлении правительства № 724. Подобный алгоритм сейчас не применяется, поэтому возможность субсидирования авиакомпаний для исполнения этих инициатив предложили заложить в федеральный бюджет на 2025–2027 годы.
Олег Пантелеев из агентства «АвиаПорт» выразил опасение, что фиксация маржи приведёт к тому, что осенью и зимой перевозки ещё больше сократятся, а учитывая, что при нынешней ключевой ставке авиакомпании не могут занимать средства для поддержания операционной деятельности, в низкий сезон им придётся очень туго:
Подобную мысль ранее высказал директор департамента управления сетью и доходами «Аэрофлота» Иван Батанов.«Если ограничить предельную рентабельность перевозки для авиакомпаний, мы фактически придём к ценообразованию по схеме «цена = издержки + маржа 20%», Это приведет к тому, что в высокий сезон авиакомпании не смогут заработать столько, чтобы покрыть убытки низкого сезона. Решить эту проблему можно одним способом: поднять цены в низкий сезон».
Как заявили в Utair, льготные программы и методики поддержки пассажиров уже применяются в авиаперевозках. К примеру, дети до двух лет считаются младенцами и летают вместе с родителями, а при покупке билета для ребенка до 12 лет скидка составит от 25 до 50%, а иногда и до 90%. Правда, топливные и другие сборы оплачиваются полностью, что сказывается на общей стоимости билетов.
Основатель сервиса безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков добавил, что повышению тарифов способствует дефицит предложения, связанный с уменьшением количества самолётов приводит:
Вопрос ценовой доступности авиаперевозок нужно решать за счёт повышения уровня доходов граждан, считает Олег Пантелеев:«Себестоимость авиаперевозок в РФ увеличивается уже три года подряд и будет продолжать расти из-за санкций и фундаментальных рыночных факторов. Понятие себестоимости, от которой хотят ввести барьер в 20%, на практике невозможно зафиксировать в какой-то единой методике расчёта, поскольку её структура меняется, а компоненты дорожают».
«Что касается аннулирования билетов по нескольким сегментам, то эта инициатива вполне логична, но здесь надо помнить: всё, что ухудшает экономику авиакомпаний, будет приводить к росту тарифов. Как только они станут недоступными для граждан, компании сократят объёмы перевозок. Сейчас надо думать о том, как максимально снизить финансовую нагрузку на отрасль».