Затянувшийся проект высокоскоростной железной дороги Rail Baltica, обещающий связать Эстонию, Латвию и Литву друг с другом и с континентальной Европой, похоже вновь начал движение. Изначально запуск железной дороги был запланирован на 2025 год.
В субботу 7 сентября представители трёх стран заявили, что они намерены завершить финансово проблемный и сильно выбившийся из графика проект к концу десятилетия, сообщает Euronews.
Железная дорога соединит столицы стран - Таллинн, Ригу и Вильнюс новой линией европейской колеи, по которой пассажирские поезда будут ходить со скоростью до 250 км/ч.
Совместное предприятие по разработке проекта было запущено в 2014 году, а финансирование осуществлялось в основном Европейским союзом.
Владимир Свет, министр инфраструктуры Эстонии, после встречи с министрами транспорта Латвии и Литвы заявил:
"Нашей целью по-прежнему является запуск пассажирского и грузового движения поездов по всему маршруту Rail Baltica в 2030 году".
Причина столь серьёзных задержек в реализации крупно проекта отчасти кроется в финансовой составляющей. В первоначальном плане 2010 года общая стоимость проекта составляла около 3,5 миллиарда евро."Однако мы должны следить за ростом расходов и искать способы экономии и более эффективного строительства".
Однако, в совместном отчёте аудиторов из трёх стран Балтии, выпущенном в июне текущего года, говорится о растущих расходах и о том, что для завершения проекта может потребоваться ещё от 10 до 19 миллиардов евро.
Пока неясно, сколько средств готов влить в проект ЕС, который определил Rail Baltica в качестве одного из ключевых европейских транспортных проектов.
Строительство нового железнодорожного пути общей протяжённостью 870 километров от Таллина (Эстония) до Каунаса (Литва) и далее до границы с Польшей началось в 2019 году, но было омрачено задержками и спорами между правительствами стран Балтии по поводу маршрута движения поездов.
Проект отстаёт от графика уже как минимум на пять лет, поскольку по изначальным планам первые панбалтийские пассажирские и грузовые поезда должны были отправиться по новым путям в 2025 году.
Критики проекта говорят, что небольшое население Прибалтики делает проект экономически нецелесообразным для пассажирских перевозок. Суммарно в трёх странах Балтии проживает немногим более 6 миллионов человек.
И потому упор следует сделать на грузовые перевозки, которые также являются ключевым элементом проекта.
Эстония, Латвия и Литва, бывшие советские республики, после восстановления независимости в начале 1990-х годов унаследовали советскую систему железнодорожной инфраструктуры и более широкую, чем в Европе, "русскую" ширину колеи - 1 520 мм.
Авторы новой железной дороги заявляют:
"Проект Rail Baltica – это символическое возвращение стран Балтии в Европу. До Второй мировой войны страны Балтии уже были связаны с Европой железной дорогой с колеёй шириной 1 435 мм."
После завершения строительства Rail Baltica высокоскоростной поезд будет преодолевать 660-километровый путь из Таллина в столицу Литвы Вильнюс за 3 часа 38 минут."Но с середины XX века их транспортные связи переориентировались на восток с переходом на стандарт железных дорог СССР колеи 1 520 мм".
Это позволит значительно сэкономить время по сравнению с нынешней поездкой на автомобиле или автобусе, занимающей до 9 часов.
Благодаря дополнительным железнодорожным соединениям проект Rail Baltica обеспечит связь с Варшавой (Польша) и, в конечном итоге, с Берлином - ключевой целью правительств стран Балтии.
В условиях изменения геополитической ситуации в регионе Балтийского моря после полномасштабного вторжения России в Украину, граничащие с Россией Эстония, Латвия и Литва подчёркивают, что необходимость инвестиций в инфраструктуру, позволяющую быстро и в больших количествах перевозить военную технику, значительно возросла.
Косвенно участвует в этом проекте и Финляндия, тесно связанная с Эстонией многочисленными паромными сообщениями из Хельсинки в Таллинн через воды Балтийского моря.
Читайте также: Легендарный поезд «Восточный экспресс» вновь готовится к запуску