Из-за всё больше разрастающегося ближневосточного конфликта контролируемый талибами Афганистан стал казаться относительно безопасным.
Три года назад, когда Исламский Эмират захватил власть в Афганистане, и прекратил обслуживание воздушного движения, практически все мировые перевозчики перестали летать над Афганистаном, который лежит на основных маршрутах между Азией и Европой.
Те, кто ещё не возобновил рейсы над ним, всё чаще заявляют, что воздушное пространство между Ираном и Израилем более рискованно, чем воздушное пространство Афганистана.
После вторжения России в Украину в 2022 году многие из перевозчиков начали выполнять рейсы через Иран и Ближний Восток, поскольку российское небо оказалось закрыто для большинства западных авиакомпаний.
Ян Петченик, представитель сервиса по отслеживанию полётов Flightradar24, прокомментировал:
"По мере развития конфликтов расчёты, какое воздушное пространство стоит использовать, изменились."
Согласно анализу данных FlightRadar24, во вторую неделю августа над Афганистаном было совершено в семь раз больше полётов, чем за тот же период год назад."Все авиакомпании стремятся максимально снизить свои риски. А это значит, что теперь они считают пролёт над Афганистаном более безопасным вариантом, учитывая нынешнюю напряжённость в отношениях между Ираном и Израилем."
Самолёт Airbus A380 авиакомпании Singapore Airlines пролетает через Афганистан по пути из Сингапура во Франкфурт 28 августа 2024 года. Снимок экрана с сайта FlightRadar24.
Подвижки начались ещё в середине апреля во время взаимных атак ракет и беспилотников между Ираном и Израилем. Статистика по отслеживанию полётов за тот период показывает, что крупные авиакомпании, такие как Lufthansa, Singapore Airlines, British Airways и другие уже весной начали отправлять по несколько рейсов в день над Афганистаном.
Но основной рост полётов через Афганистан произошёл после того, как убийство высокопоставленных членов ХАМАС и «Хезболлы» в конце июля вызвало опасения серьёзной военной эскалации в регионе.
Lufthansa Group сообщила, что решила возобновить полёты над воздушным пространством Афганистана с начала июля. Данные свидетельствуют, что среди других перевозчиков, с апреля увеличивших число полётов также имеются Turkish Airlines, Thai Airways, Finnair и Air France-KLM.
Во флагманской авиакомпании Нидерландов KLM заявили:
Тайваньская авиакомпания EVA Air начала полёты с конца июля. В EVA Air сообщили, что их самолёты выбирают маршруты, исходя из соображений безопасности, текущей международной ситуации и рекомендаций экспертов.«Основываясь на актуальной информации о безопасности, KLM и другие авиакомпании в настоящее время безопасно летают над Афганистаном, но только по определённым маршрутам и только на больших высотах».
Изменению маршрутов способствовало смягчение многими авиационными регуляторами указаний по Афганистану.
В начале июля Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) заявило, что самолёты теперь могут летать на меньшей высоте над Ваханским коридором, что на северо-востоке Афганистана.
Это узкая полоска афганской территории, разделяющая Таджикистан и Пакистан, и смягчение требования на полёты над ней открывает более короткий путь для большего количества рейсов.
Годом ранее FAA отменило запрет на полёты над всем Афганистаном, но заявило, что самолёты должны держаться выше 32 000 футов (9 754 м), где оружие класса «земля-воздух» считается малоэффективным.
Данное ограничение на минимальную высоту было введено, чтобы не повторилась трагедия, произошедшая с самолётом Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, который был сбит российской ракетой, когда он пролетал над Украиной в 2014 году.
В отсутствие управления воздушным движением пилоты, пересекающие Афганистан, общаются с соседними самолётами по радио в соответствии с протоколом, разработанным авиационной организацией ICAO и Управлением гражданской авиации Афганистана.
Читайте также: Авиаперелёты стали в 39 раз безопаснее, чем 50 лет назад