Достижения компании
По словам Фостера, Air Astana стремится сохранять лидерство в регионе благодаря высокому уровню обслуживания. На данный момент авиакомпания насчитывает около 60 000 акционеров и парк из 59 самолётов. Air Astana не только является крупнейшей авиакомпанией Казахстана, но и играет важную роль в экономическом и туристическом развитии страны.
«У нас были довольно хорошие первые шесть месяцев года [2024 г. – прим. ред.], с ростом выручки, производительности и пропускной способности примерно на 12%, а кривая бронирования на третий квартал была очень позитивной», – пояснил он.
Успешное IPO Air Astana
«У нас было всего два акционера в течение 22 лет [51% авиакомпании принадлежал суверенному фонду благосостояния Казахстана, остальные 49% — BAE — прим. ред.], теперь у нас около 60 000 акционеров. Этот процесс прошел хорошо», — сказал Фостер, отметив, что, хотя оба партнера-основателя остаются основными акционерами в более или менее равных пропорциях, их доля собственности была размыта до такой степени, что Air Astana больше не может считаться государственной компанией. «Это меняет все», — добавил он.
Развитие FlyArystan
В 2019 году Air Astana запустила собственную бюджетную авиакомпанию FlyArystan, которая предлагает доступные авиаперелёты как внутри Казахстана, так и за его пределами.
«FlyArystan теперь официально отделена. У нее есть собственный AOC , и она уже продает свои рейсы под кодом FS», — пояснил Фостер. «Ричард Леджер [генеральный директор FlyArystan — прим. ред.] управляет ею как отдельной организацией. При этом, конечно, было много синергии. У нас общие пилоты и инженеры, а также много других общих служб», комментирует Фостер.
Фостер привел в пример аналогичные случаи, когда авиакомпания с полным спектром услуг и ее дочерняя бюджетная компания действовали согласованно, сохраняя при этом определенную степень операционной независимости.
Он сказал: ««Я думаю, что, вероятно, это можно сравнить со Scoot и Singapore Airlines или Qantas и Jetstar в одной корзине. Должен быть какой-то арбитр, который решает, кто получает какой маршрут, и говорит: «У вас будет это, у вас будет то», поэтому у нас есть окончательный контроль над тем, кто получает какую емкость, и мы стараемся управлять этим процессом как можно лучше».
Топливо и экономия
Air Astana всегда ищет способы снизить операционные расходы и повысить свою конкурентоспособность. «Мы покупаем топливо напрямую на нефтеперерабатывающих заводах, и оно, вероятно, примерно на 15-20% дешевле, чем то, что мы платим в зарубежных аэропортах. Так что это большое преимущество», — добавил Фостер. Это позволяет авиакомпании предлагать более доступные тарифы и расширять маршрутную сеть.
Модификация самолётов
Air Astana стала пионером в использовании узкофюзеляжных самолётов на дальних маршрутах, что также стало важным шагом в снижении расходов и повышении эффективности полётов. Для этого авиакомпания провела модификацию и произвела установку дополнительного топливного бака на своих Airbus A321LR, чтобы они могли летать на более дальние расстояния. Важным моментом стало то, что модификацию самолётов компания провела силами своей технической службы, в своём ангаре в Алматы.
«Когда в 2006 году мы получили первые A320, мы и представить себе не могли, что будем использовать эти самолёты для полётов между Казахстаном и Лондоном, Японией или Сеулом», — сказал Фостер. «До 2020 года мы использовали B757, а сейчас экономим 40-50% топлива на самолетах с прежней конфигурацией».
Также в ближайшие годы компания планирует получить семь новых самолётов A321LR, которые будут модифицированы уже после поставки.
В ожидании Boeing 787 Dreamliner
Air Astana готовится к прибытию трёх самолётов Boeing 787 Dreamliner, что значительно расширит возможности перевозчика на дальних маршрутах. Питер Фостер отметил, что с новыми самолётами компания рассматривает возможность внедрения новых услуг, включая расширение развлекательного контента на борту, а также возможность установки интернета, которого нет в действующем флоте.
Фостер отказался комментировать предположения о том, что Air Astana может попытаться запустить прямые рейсы в США, и не назвал сроки начала полетов.
«В прошлый раз нам говорили, что это произойдет к концу 2025 года, но, очевидно, учитывая то, что происходит, мы не можем быть в этом уверены», — сказал он. «То, что происходит с Boeing, похоже на медленно разворачивающуюся греческую трагедию. Все становится все хуже и хуже».
Однако он подтвердил, что три самолета Dreamliner не заменят три Boeing 767, которые в настоящее время имеются в парке Air Astana.
«Мы собираемся сохранить 767 до конца 2028 года. Они хорошо справляются с работой для нас», — сказал он. «Мы используем их летом на европейских маршрутах и зимой на маршрутах в Юго-Восточную Азию. Для нас B767 — это то, что я бы назвал самолетом высокого сезона. Если у вас есть самолет высокого сезона, вам не нужно их огромное количество».
Безусловно, Air Astana продолжает уверенно развиваться, благодаря инновациям, стратегическим инициативам и упорной работе всей команды. «Нет никаких сомнений в том, что казахстанский рынок фантастически растёт, и мы этому рады, — продолжил он. — У нас здесь сильная команда, и мы находимся в очень выгодном положении».
Полный текст интервью читайте на сайте Aerotime.