На протяжении долгого времени кресла эконом-класса в самолетах имели привычную всем встроенную функцию откидывания. Но сегодня существуют и уже активно внедряются модели кресел, которые совсем не имеют такой возможности.
Что же такого произошло, что откидывающиеся кресла стали исчезать из салонов самолетов? И хорошо это или плохо?
Как и многое в авиационном бизнесе, ответ на данный вопрос зависит от того, кому вы его зададите. Издание CNN попыталось разобраться в причинах.
Давайте поговорим о том, что из себя представляет откидывание кресла. В самом простом случае внутри вашего сиденья спрятан шарнирный механизм и трос, соединяющий его с кнопкой на подлокотнике, а также пневматический баллон, который возвращает сиденье в вертикальное положение. Производители кресел называют это кинематикой: детали, которые двигаются.
Для авиакомпаний кинематика представляет собой расходы, во-первых, на техническое обслуживание: любой механизм может сломаться, как в результате обычного износа, так и из-за неаккуратного обращения со стороны пассажиров.
Во-вторых, это затраты на вес. Большинство современных кресел в самолетах весят от 7 до 10 килограммов в расчете на одного пассажира. А любой вес, от которого можно избавиться, означает экономию топлива, необходимого для его перевозки.
И в-третьих - это издержки, связанные с перебоями в работе авиакомпаний, поскольку если пассажиры спорят друг с другом из-за откидывания кресел, то бортпроводникам приходится тратить свое время на разрешение возникающих конфликтов. А в некоторых случаях пассажиры ведут себя настолько агрессивно, что рейсам даже приходится запрашивать экстренную посадку.
Каждый сантиметр на счету
А что, если бы кресла не откидывались?
В конце 2000-х годов на рынке появилось новое поколение высокотехнологичных суперлегких сидений, которые отличались тем, что не имели функции откидывания. Какой-то гений маркетинга придумал называть их "предварительно откинутыми". В таком кресле спинка жестко зафиксирована под углом где-то между полностью вертикальным и слегка откинутым положением.
Изначально они предназначались для лоукостеров. Обычно совершая рейсы продолжительностью всего пару часов, эти авиакомпании славятся тем, что стараются исключить из своей работы все излишества.
Ранним последователем новой технологии стала британская авиакомпания Jet2, специализирующаяся на организации пакетного отдыха в Европе, которая в 2009 году выбрала кресло с "предварительным наклоном" от начинающего производителя кресел Acro. Это и стало началом революции в представлениях авиакомпаний о том, какими должны быть пассажирские кресла.
Кресло Acro, которое тогда называлось Clark, а теперь называется Series 3, отличалось от обычных кресел сразу по нескольким ключевым параметрам.
Одним из них было отсутствие возможности откидывания, а другим - инновационный способ изготовления кресла, при котором сиденье и спинка объединены в единую неподвижную конструкцию по типу "ковша".
Если смотреть с позиции пассажира, сидящего сзади, то это означает, что более высокие люди могут расположить колени по обе стороны "ковша", получив 5 сантиметров потенциального пространства.
Эти несколько сантиметров имеют большое значение. В узкофюзеляжном самолете типа Boeing 737 или Airbus A320 около 30 рядов эконом-класса, а расстояние между классическими откидывающимися креслами предыдущего поколения составляет примерно 75 сантиметров. Это пространство между точкой на одном сиденье и той же точкой на сиденье впереди, то есть, по сути, доступное вам пространство минус толщина самого сиденья.
Если авиакомпания сможет сэкономить 5 сантиметров пространства в каждом ряду, это уже будет 1,5 метра на весь салон, то есть целых два дополнительных ряда кресел.
За последние десять с небольшим лет многие производители кресел ввели различные инновации в области сидений с предварительным наклоном и других способов сэкономить эти сантиметры.
Одним из самых известных является немецкий производитель кресел Recaro, известный за пределами авиации своими сиденьями для гоночных автомобилей. Помимо полнофункциональных кресел эконом-класса для дальних перелетов с комфортной регулировкой наклона, Recaro Aircraft Seating также предлагает жестко фиксированные тонкие "предварительно откинутые" кресла для более коротких перелетов.
Неоткидывающиеся кресла набирают популярность
"Авиакомпания при конфигурировании кресла может выбрать заданное положение угла наклона спинки в 15 или 18 градусов", - объясняет исполнительный директор Recaro Марк Хиллер. "Это позволяет либо обеспечить больший комфорт за счет увеличения угла наклона спинки, либо увеличить пассажировместимость салона за счет уменьшения наклона".
"Главным преимуществом является увеличение свободного пространства для пассажиров, так как отпадают помехи сзади сидящим пассажирам от наклоняющихся спинок. Кроме того, снижаются эксплуатационные затраты - меньше подвижных частей в кресле, повышенная надежность и упрощенное обслуживание. Это всё уменьшает вес и стоимость, так как не требуется никаких механизмов, кинематики и т. д."
Увеличенную пассажировместимость, о которой упоминает Хиллер, в отрасли называют "специальной компоновкой max pax" - имеется в виду максимально допустимое количество пассажиров, сертифицированное для самолета. В настоящее время это 244 пассажира на узкофюзеляжном Airbus A321neo, самолете, на котором авиакомпании при классической компоновке салона с откидывающимися креслами в экономе и просторным бизнес-классом размещают даже менее 150 пассажиров.
Должно быть очевидно, что 244-местная версия такого самолета совсем не будет отличаться простором.
Но за последние годы производители кресел придумали, как добиться того, чтобы у пассажиров стало больше места в коленях: нужно уменьшить толщину спинки, сместить конструкцию так, чтобы она не мешала коленям, и увеличить пространство для голеней.
За последние несколько лет тонкие сиденья, которые раньше использовались по сути исключительно бюджетными перевозчиками, стали появляться и в авиакомпаниях с полным спектром услуг - не в последнюю очередь потому, что авиакомпании полного спектра теперь напрямую конкурируют с лоукостерами.
Один из способов выигрывать в этой борьбе за пассажира - предложить на продажу "улучшенные" места эконом-класса с увеличенным пространством для ног, классической более функциональной моделью сиденья с регулировкой наклона и электрической розеткой, в то время как обычное эконом-сиденье уже будет более простым "предварительно откинутым" с фиксированной спинкой.
Такие салоны называются гибридными, поэтому обратите на них внимание, когда будете садиться в самолет: у более дешёвых мест будет отличаться цвет обивки, подвижный подголовник может исчезнуть, а покрытие кресла будет не кожаным, а из ткани.
Итак, являются ли кресла с фиксированной спинкой в целом хорошим или плохим решением?
Эксперты туристической отрасли и опытные путешественники склоняются к выводу, что кресла без откидывающихся спинок являются позитивным решением в той нише, где они сейчас используются - на ближних рейсах продолжительностью максимум 2 часа - в основном потому, что они без ощутимого ущерба для комфорта полностью избавляют от потенциальных конфликтов с пассажирами, сидящими сзади.
Однако дальние перелеты - это совсем другое дело, и возможность полноценного откидывания спинок на таких рейсах является совершенно необходимой. Но теперь и здесь можно получить дополнительное преимущество в виде увеличенного пространства для голеней, которого удалось достичь в ходе разработки фиксированных "предварительно откинутых" кресел.
В любом случае, всегда стоит быть добропорядочным пассажиром и проверять, что происходит за вами, прежде чем откинуть спинку своего кресла. Откидывайте её медленно и плавно, и возвращайте в вертикальное положение, когда идет раздача питания, не дожидаясь просьб со стороны бортпроводников.
Читайте также: Назван топ-25 самых безопасных авиакомпаний в мире.