С тех пор, как в феврале 2022 года Россия начала крупномасштабное вторжение в Украину, эта страна переживает как наземные боевые действия, так и непрекращающиеся ракетные обстрелы, в результате которых уже погибли десятки тысяч людей и были разрушены деревни, поселки и города.
Однако, несмотря на все потрясения, насилие и хаос, украинские поезда все еще ходят, и притом весьма активно. За счет чего так получилось? CNN рассказывает об этом в своем материале.
Железнодорожная сеть Украины, известная как Укрзализныця или сокращенно УЗ, всегда была очень ценным предметом гордости украинцев, даже до войны. Теперь же, играя ключевую роль в поддержке и обеспечении боевых действий, она приобрела поистине культовый статус.
В условиях, когда авиасообщение стало невозможным, поезда вновь стали основным способом дальних путешествий в страдающей от войны стране.
Хотя на ранних этапах российского наступления железнодорожное сообщение в Украине было существенно нарушено, сейчас количество пассажиров вернулось к уровню, существовавшему до вторжения – в прошлом 2023 году было перевезено 24,9 миллиона пассажиров. В текущем же году УЗ ожидает, что этот показатель подскочит до 27,5 миллиона.
И даже несмотря на то, что работа железной дороги осложнена необходимостью эвакуации тысяч гражданских лиц и транспортировкой грузов к линии фронта на востоке и юге Украины - не говоря уже о железнодорожниках, призванных на войну, - УЗ нацелена на смелое расширение.
Побывайте сегодня в Киеве - для любого международного путешественника поезд на сегодняшний день является лучшим способом совершить поездку, - и важность железной дороги для украинцев станет сразу очевидной.
На главном железнодорожном вокзале украинской столицы кипит жизнь, пассажиры суетятся, делая покупки в последнюю минуту, или изучают электронные табло с расписанием поездов, следующих в такие далекие города, как Одесса и Львов, или еще дальше – в Варшаву и Вену.
Поскольку 80 % продаж билетов теперь осуществляется через Интернет, старые кассы вокзала были снесены и при поддержке ЮНИСЕФ заменены тематическим общественным пространством "Железная земля", в котором родители, ожидающие поезда могут развлечь своих детей.
Здесь маленькие украинцы катают паровозики по деревянным рельсам, а их старшие братья и сестры играют в настольный теннис и в интерактивном режиме познают инженерные технологии, применяющиеся на железной дороге.
Созданная для того, чтобы дать минуты спокойствия семьям, спасающимся от насилия на востоке, "Железная земля" призвана показать детям, что железнодорожные станции не должны быть пугающими местами, пронизанными кошмаром войны. Это часть общенациональной программы УЗ по превращению вокзалов в более привлекательные общественные места.
Подобные площадки также открыты в Одессе, Львове и в бомбоубежище на вокзале Харькова – города, расположенного совсем недалеко от российской границы. УЗ также планирует в рамках модернизации своего парка переоборудовать в игровые пространства некоторые из пассажирских вагонов.
Это разительный контраст с ситуацией на востоке, где вооруженные силы Украины ведут изнурительную войну против агрессии России, что имеет катастрофические последствия для населения, городов и инфраструктуры региона. И УЗ здесь играет важнейшую роль в оборонительных усилиях - по данным железнодорожной компании, в 2023 году из прифронтовых населенных пунктов по железной дороге было эвакуировано 61 000 человек.
Около 18 % территории Украины в настоящее время оккупировано российскими войсками, а большая часть железнодорожной инфраструктуры в прифронтовых районах повреждена или находится под огневым контролем России.
Несмотря на опасность воздушных атак, сотрудники Укрзализныци продолжают рисковать своими жизнями, перевозя пассажиров и грузы в восточных районах Украины. По словам Яремы Дула, менеджера проектов Департамента стратегии и трансформации УЗ, это обходится недешево.
"Долгие часы работы, тяжелые условия и постоянная угроза обстрелов пагубно сказываются на физическом и психическом здоровье работников", - говорит он.
УЗ, говорит Дул, оказывает финансовую, физическую и психологическую поддержку раненым сотрудникам и родственникам погибших в бою в рамках своей программы "Железная семья". "Мы показываем им, что для нас они важны", - добавляет он."Мы несем большую ответственность перед нашим коллективом".
На сегодняшний день около 500 семей получили помощь, причем приоритет отдается тем, кто был перемещен из прифронтовых районов, сообщает УЗ.
Более 10 000 сотрудников железной дороги в настоящее время служат в вооруженных силах; с февраля 2022 года 573 человека были убиты и почти 1 500 ранены, сообщает железнодорожная компания.
Помимо предоставления медицинской и психологической помощи работникам УЗ, пострадавшим в результате боевых действий, железнодорожная компания строит реабилитационный центр в Киеве.
По словам представителей компании, Укрзализныця активно строит планы на будущее, в котором ей придется заботиться о постоянно растущем числе ветеранов-инвалидов.
Важное место в плане модернизации УЗ занимает улучшение доступности и инклюзивности
Пассажирские лифты на основных станциях, доступные туалеты, модифицированные вагоны с просторными купе, специально обученный обслуживающий персонал и поддержка пассажиров с нарушениями слуха - это часть программы, поддержанной первой леди Украины Еленой Зеленской.
УЗ уже имеет 55 доступных пассажирских вагонов в своем реестре, и отныне все новые или модернизированные вагоны будут иметь улучшения в плане доступности. Более 10 000 сотрудников недавно прошли дополнительное обучение по работе с людьми с ограниченными возможностями.
Ярема Дул добавляет: "Доступная инфраструктура удобна для всех, а не только для лиц с инвалидностью, но нам нужна помощь наших международных партнеров для установления контактов, обмена передовым опытом и приобретения нового оборудования и навыков".
Александр Перцовский, руководитель пассажирского подразделения УЗ, рассказал: "Мы не просто боремся, мы ставим перед собой позитивные цели. Мы открыты для бизнеса и хотим, чтобы люди знали об этом".
"Поскольку многие украинские семьи поселились, например, в Польше и Германии, они надеются, что мы обеспечим надежные и качественные перевозки, чтобы они могли посетить свою родину и своих родственников".
УЗ также играет чрезвычайно важную роль в отрасли грузоперевозок, которая имеет решающее значение для поддержания экономики страны в военное время, а также для обеспечения военных действий."Это признак того, что ситуация меняется, становится более безопасной, и беженцы чувствуют себя комфортно, возвращаясь домой".
По словам Евгения Лященко, председателя правления УЗ, на железнодорожный транспорт приходится 65 % грузоперевозок в стране - в среднем по ЕС этот показатель составляет всего 20 %, - и это несмотря на то, что грузовое подразделение УЗ сильно сократилось с февраля 2022 года.
Как и страна, которую она обслуживает, УЗ все чаще смотрит на запад, строя планы на будущее."Железнодорожный транспорт - самый стабильный вид транспорта в Украине", - говорит Лященко. "Для нас важно быть надежным партнером для наших людей, нашей армии и нашей экономики".
Амбициозный инвестиционный проект стоимостью 25 миллиардов долларов включает в себя строительство 3 300 километров новых линий стандартной колеи 1435 мм, подключенных к Транс-Европейской транспортной сети ЕС. Сейчас Украина использует более широкую колею 1520 мм, унаследованную от СССР, и потому поезда не могут проходить в страны Европы без замены колесных пар.
УЗ утверждает, что на ремонт и модернизацию существующей железнодорожной сети, которая имеет протяженность 19 700 км и является одной из самых длинных в мире, потребуется еще 9 миллиардов долларов.
Перевести всю сеть страны на стандартную колею 1435 мм - несбыточная мечта, но целенаправленная модернизация ключевых международных маршрутов позволит ускорить и увеличить частоту движения поездов из западных городов Украины, таких как Львов, в Варшаву, Будапешт, Прагу и Берлин, что будет способствовать укреплению экономических связей и созданию устойчивого междугороднего сообщения.
В то время как пассажиры, несомненно, получат выгоду, в долгосрочной перспективе еще большие выгоды могут быть получены в сфере грузовых перевозок. Пока на западной границе требуется замена колесных пар, импорт и экспорт по железной дороге будет являться сложным, медленным и дорогим.
Многие надеялись, что железная дорога станет секретным оружием Украины в сохранении статуса одного из крупнейших мировых экспортеров зерна после того, как ее черноморские порты были блокированы российским флотом. Но упомянутая разница в ширине колеи и трудности с созданием приоритетных коридоров через Польшу и Венгрию к портам ЕС привели к сокращению перевозок по сравнению с довоенным периодом.
Евгений Лященко говорит, что компания планирует быстро внедрить изменения, но при этом стремится думать не только о военных нуждах.
Действительно, несмотря на войну, компания УЗ заявляет, что в 2023 году она отремонтировала и обновила 289 километров путей, восстановила 15 мостов, произвела 528 новых грузовых вагонов и отремонтировала около 9 000 других."Обычная жизнь продолжается, и мы переносим акцент с краткосрочной экстренной помощи на долгосрочные улучшения и модернизацию", - говорит он. "Наша обязанность - быть стабильным партнером".
Иностранные железнодорожные компании прилагают все усилия, чтобы поддержать своих украинских коллег в трудную минуту.
В частности, британская компания Network Rail и Швейцарские федеральные железные дороги оказывают инженерную поддержку в восстановлении поврежденной инфраструктуры. Также в 2022 году была создана Глобальная целевая группа по железным дорогам Украины (GURTF) для сбора средств в поддержку украинских железнодорожников и их семей.
В январе GURTF передала руководству УЗ и профсоюзным лидерам в Киеве 135 000 долларов США, которых хватило на покупку более 6 000 продуктовых наборов с предметами первой необходимости, такими как растительное масло, рис, макароны и соль. Эти пакеты были распределены среди семей сотрудников, перемещенных из прифронтовых районов в результате боевых действий.
Энди Бэгнолл, генеральный директор британской железнодорожной группы Rail Partners, который входил в состав делегации, посетившей Украину вместе с представителями GURTF в начале этого года, говорит, что железнодорожники со всего мира выражали свою солидарность.
Что бы ни происходило на полях сражений Украины в 2024 году, железнодорожники не просто выполняют свой долг, чтобы обеспечить жизнь своей страны, они строят смелые планы и твердо смотрят в будущее, которое наступит после окончания этой тяжелой войны."Все, что мы можем сделать как глобальная железнодорожная семья, чтобы привлечь внимание к тому, чего Украина добивается в очень сложных условиях - это небольшой вклад в то, чем они живут каждый день," - говорит он.
Читайте также: Пассажирские поезда Европы страдают из-за краж меди.