Фото: Tolga Akmen - AFP - Getty Images
Вы приходите в аэропорт и неожиданно узнаёте: место, за которое вы заплатили, недоступно. Вместо премиум-эконома, бизнес- или первого класса вам предлагают кресло в более низком классе. Такое случается чаще, чем кажется, и называется вынужденным понижением класса обслуживания.
Почему это происходит
- Избыточное бронирование — самая частая причина: авиакомпании продают больше билетов, чем мест в салоне.
- Замена самолёта — если на новой модели меньше кресел нужного класса.
- Технические и эксплуатационные причины — неисправное кресло или необходимость предоставить место экипажу для отдыха.
Ваши права и действия
Антон Радченко, эксперт по правам авиапассажиров и основатель AirAdvisor, советует:
- Документируйте всё — возьмите письменное объяснение причины, сохраните посадочный талон, сделайте фото нового места.
- Требуйте компенсацию. В США правила DOT обязывают вернуть разницу между классами обслуживания. В ЕС и Великобритании действует Регламент EC261/UK261: компенсация составляет от 30% до 75% от стоимости билета в зависимости от расстояния. К примеру сам Радченко получил $1000 компенсации от Delta и возврат 75% стоимости билета от British Airways.
- Действуйте быстро — подайте запрос через онлайн-форму в течение 72 часов после рейса. Это повышает шансы на возврат денег или получение бонусов.
Советы, чтобы избежать понижения
- Регистрируйтесь заранее — это увеличивает шансы сохранить место.
- Летайте чаще одной авиакомпанией: пассажиры с элитным статусом в приоритете.
- Знайте законы: понимание своих прав поможет быстрее и увереннее требовать компенсацию.
Понижение класса обслуживания неприятно, но это не значит, что вы должны мириться с убытками. Подготовленность, настойчивость и знание правил помогут вернуть часть стоимости билета или даже получить дополнительную компенсацию.