Подземное чудо Эр-Рияда: новое метро стоимостью $22 миллиарда

Зарубежные новости
01.10.2025
18:54
Подземное чудо Эр-Рияда: новое метро стоимостью $22 миллиарда

Фото: Royal Comission for Riyadh City

Для большинства городов метро — это лишь способ быстро добраться с работы домой. Но в Эр-Рияде, где в декабре 2024 года запустили автоматизированную систему скоростного транспорта, поездка под землёй превращается в настоящее впечатление.

Сеть длиной 176 километров — крупнейшее в мире беспилотное метро — соединяет ключевые районы столицы: международный аэропорт короля Халида, финансовый район короля Абдаллы (KAFD) и исторический центр города.

Строительство обошлось в $22,5 миллиарда, и сегодня 85 станций могут ежедневно обслуживать до 3,6 млн пассажиров. Некоторые станции сами стали достопримечательностями.

Qasr Al-Hokm, открытие которого намечено на февраль 2025 года, спроектирован бюро Snøhetta совместно с ONEWORKS + CREW. Огромный комплекс площадью 22 500 кв. метров уходит на 40 метров вглубь и сочетает современные формы с историческим окружением — дворцом Аль-Хукм, мечетью Имама Турки ибн Абдаллы и крепостью Масмак. Здесь есть магазины, художественные экспозиции и даже крытый сад.

KAFD Station, созданная Zaha Hadid Architects, уже стала самой загруженной в сети. Её волнообразный фасад вдохновлён узорами пустыни, а внутри — арт-объекты, включая скульптуру Александра Колдера. Станция соединяет три линии метро, монорельс и автобусный терминал.

Фото: Royal Comission for Riyadh City

Western Station в районе Аль-Суиди открылась в январе 2025 года и была реализована архитектурным бюро Omrania.

STC Station, работа немецкой фирмы Gerber Architekten, перекликается с природными формами гор Тувейк.

Система проектировалась с акцентом на устойчивое развитие: поезда энергоэффективны, оснащены системами рекуперации энергии, а станции — солнечными панелями.

Горожане и туристы пользуются картой Darb, доступной как в физическом, так и в цифровом формате. Поездка стоит от 4 саудовских риалов (около $1), проездные на 3 дня — 20 риалов, на месяц — 140 риалов.

Метро работает с 5:30 до полуночи с субботы по четверг и с 10:00 до полуночи по пятницам.

Вагоны разделены на три категории: мужские, семейные и первого класса. Интерьеры разработала французская компания Avant Premiere — строгие, чистые и украшенные узорами, навеянными архитектурой Эр-Рияда.

Фото: Royal Comission for Riyadh City

Поезда ходят каждые 4 минуты в часы пик. Сидячих мест немного, но это создаёт ощущение простора. В вагонах тихо, хотя нередко пассажиры заводят разговоры друг с другом — что стало необычным социальным феноменом для консервативного города.

Многие станции настолько масштабны, что новички легко теряются, но персонал метро всегда помогает сориентироваться.

За первые 11 недель после запуска метро перевезло 18 миллионов пассажиров, а к середине 2025 года встретило стомиллионного. Несмотря на это, автомобильные пробки в Эр-Рияде никуда не исчезли — местами поездка на машине всё ещё быстрее.

Тем не менее, проект уже называют историческим: он изменил облик столицы и стал новым символом модернизации. В планах — седьмая линия, которая соединит Qiddiya Entertainment City, Международный парк короля Абдаллы и исторический центр Диръии.
 

Свидетельство о постановке на учет СМИ № KZ16VPY00118275 выдано 25.04.2025.