Москва просит Казахстан выполнить внутрироссийские авиарейсы

Зарубежные новости
16.10.2024
23:50
Москва просит Казахстан выполнить внутрироссийские авиарейсы
Российское правительство ведёт переговоры о привлечении казахстанских авиакомпаний к перелётам внутри России, сообщил 16 октября «Интерфакс». Об этом журналисты узнали от главы ведомства Романа Старовойта:

«Да, мы с дружественными странами ведём переговоры. Например, мы с Казахстаном ведём переговоры – у них в этом году больше чем на 35% рост авиационной подвижности, поэтому коллеги думают. Возможность разрешения каботажных перевозок рассматривается на фоне дефицита авиапарка».

Каботажные перевозки дают возможность иностранной авиакомпании выполнять пассажирские авиарейсы между пунктами внутри другой страны. Как объяснил Роман Владимирович, это делается из-за «нехватки самолётов во всем мире»:

«Вы знаете, какие существенные проблемы есть у Airbus с двигателями Pratt & Whitney, и сотни самолётов стоят на приколе в зарубежных авиакомпаниях, ждут замены этих двигателей в Airbus neo. Вы знаете, какие проблемы у Boeing с качеством новых судов, поэтому существует нехватка воздушных судов».

Главный эксперт «Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации», подведомственного Росавиации, Фёдор Борисов с сомнением отнёсся к идее предоставить казахстанским авиакомпаниям право совершать каботажные перевозки по России, «потому что из национальной экономики вымывается всё»:

«Да, вы затыкаете дыру (временный дефицит парка), но вы теряете деньги. Эта наихудшее решение из всех. Хотя я знаю, что оно обсуждается на очень высоком уровне, в очень высоких кабинетах. Мы не говорим, что это вообще нельзя. Мы говорим, что надо исчерпать все возможности перед тем, как переходить к самым тяжёлым решениям».

Если оперативно не решить проблему дефицита авиапарка, отрасль ожидает планомерное снижение пассажиропотока, предупредил Борисов. Согласно презентации ГосНИИ ГА, по консервативному сценарию в 2024 году российские авиакомпании перевезут 112 млн человек (84 млн – внутри РФ, 28 млн – за рубеж), что предполагает рост год к году на 6,3%. Уже в 2025 году общая цифра может упасть до 95,1 млн, в 2026-м – до 91,2 млн.

Перед началом войны флот российских авиакомпаний насчитывал 850 самолётов, а к началу 2023 года сократился до 736 лайнеров, согласно оценкам консалтинговой компании Oliver Wyman. Из-за санкций, запретивших поставлять в Россию западные самолёты и запчасти к ним, по прогнозам OW, к 2026 году число доступных лайнеров может уменьшиться вдвое. А ускоренное «выбытие» лайнеров иностранных производителей начнётся с 2025 года, поскольку им будут необходимы «капитальные ремонты», предупреждал в прошлом году Владимира Путина глава «Ростеха» Сергей Чемезов.

Заменить иностранный флот российские власти планировали собственными самолётами, запустив амбициозную программу развития авиапрома, согласно которой объёмы выпуска гражданских лайнеров в стране должны были за два года выйти на рекордные с советских времён уровни – 120 единиц в год к 2026 году, 200 в год – к 2028-му и более 230 в год – в 2030-м.

Согласно программе, ещё в прошлом году российские перевозчики должны были получить два импортозамещённых Sukhoi Superjet и три лайнера Ту-214, а в текущем – 20 машин первого типа, семь – второго, а вдобавок 6 региональных лайнеров MC-21 и два турбовинтовых Ил-114-300.

В реальности российский авиапром смог выпустить два Ту-214 и один Ил-96-300, и в правительстве приняли решение радикально урезать программу, пишет The Moscow Times. В 2025 году вместо изначально запланированных 82 самолётов теперь ожидается выпуск лишь 20 машин. План на 2026 год снижен со 120 лайнеров до 97, на 2027 год – со 180 до 140. Первый вице-премьер Денис Мантуров в сентябре предупредил, что в следующем году программу снова могут пересмотреть.
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ200123 выдано 10.12.2023.