Будущее мировой авиации: IATA представила приоритеты 42-й Ассамблеи ИКАО

Зарубежные новости
18.09.2025
18:42
Будущее мировой авиации: IATA представила приоритеты 42-й Ассамблеи ИКАО

Ассамблея Международной организации гражданской авиации проходит раз в три года в Монреале и служит основной площадкой для утверждения приоритетов и программ работы отрасли. В этом году 42-я сессия соберётся с 23 сентября по 3 октября, чтобы согласовать ключевые решения, от которых зависит долгосрочное развитие глобальной авиации.

 

Для IATA, официального наблюдателя при ИКАО и единственной авиационной структуры, наделённой правом подавать собственные рабочие документы и технические инициативы, эта встреча открывает уникальную возможность задать направление всей повестке. Генеральный директор IATA Уилли Уолш подчеркнул, что предстоящие переговоры определят стратегию на ближайшие годы:

 

 «IATA примет участие в Ассамблее ИКАО, поставив на первое место вопросы безопасности, устойчивости и эффективности в индустрии. Нельзя недооценивать критическую роль глобальных стандартов для мировой авиации. Я с оптимизмом смотрю на результаты этой Ассамблеи. Все хотят, чтобы полеты были безопаснее, эффективнее и устойчивее.».

 

IATA направила на рассмотрение Ассамблеи 14 рабочих документов, отражающих самые актуальные вызовы отрасли. Ниже представлены главные темы, за которыми стоит следить внимательнее.

 

Устойчивое авиационное топливо (SAF)

IATA настаивает на создании работающего мирового рынка SAF и увеличении экономических стимулов для производителей. Конференция ИКАО по авиации и альтернативным видам топлива (CAAF/3) ранее утвердила целевые показатели, но рост цен и обязательные квоты без соответствующего увеличения производства могут замедлить процесс. Ассоциация призывает государства поддержать экономические меры, способные ускорить выпуск топлива нового поколения и сгладить ценовые риски.

 

Климатическая схема CORSIA

Принятая на 39-й Ассамблее ИКАО в 2016 году схема CORSIA признана единственной глобальной экономической мерой для сокращения углеродных выбросов в авиации. К 2035 году она способна обеспечить до 17 млрд долларов климатического финансирования. Однако рост национальных и региональных налогов подрывает доверие к механизму. IATA предлагает государствам подтвердить приверженность CORSIA, обеспечить достаточный объем сертифицированных единиц выбросов (EEUs) и отказаться от дублирующих сборов.

 

Защита прав пассажиров

Во многих странах усиливается регулирование в сфере прав авиапутешественников, однако отсутствие единого подхода порождает «мозаику норм», которые запутывают туристов и возлагают чрезмерную ответственность на авиакомпании. IATA предлагает гармонизировать национальные законы с Монреальской конвенцией 1999 года и Основными принципами ИКАО, учитывая исключительные обстоятельства при массовых сбоях.

 

Безопасность и технологии

Организация подчеркивает важность защиты радиочастотного спектра, особенно диапазона 4,2–4,4 ГГц, необходимого для работы радиовысотомеров. Развертывание сетей 5G и 6G уже привело к рискам вблизи аэропортов США, Канады и Австралии. IATA предлагает усилить координации между телекоммуникационными и авиационными регуляторами, чтобы избежать угроз для полетов.

 

Расследование происшествий

Приложение 13 к ИКАО рекомендует публиковать окончательные отчеты об авиационных происшествиях в течение года, однако лишь 57% инцидентов за 2018–2023 годы получили публичные финальные документы. Ассоциация настаивает на своевременной отчетности и поддержке стран с ограниченными ресурсами для расследований.

 

GNSS и киберугрозы

С ростом числа конфликтных регионов увеличиваются случаи глушения и подмены навигационных сигналов. IATA призывает к многоуровневой защите, улучшению системы обнаружения помех, разработке устойчивых бортовых систем и обучению пилотов и диспетчеров для работы в условиях рисков.

 

Оборудование самолетов и глобальная гармонизация

Медленные циклы внедрения новых стандартов, сбои в цепочках поставок и различия в национальных регламентах тормозят обновление оборудования. IATA предлагает установить реалистичные сроки, обеспечить постоянный мониторинг и гибкость при глобальных сбоях.

 

Возраст пилотов

Сейчас пилоты многопилотных международных рейсов уходят на пенсию в 65 лет. IATA предлагает увеличить планку до 67 лет при условии обязательного присутствия на борту одного пилота младше 65 лет и усиленного медицинского контроля, что позволит сохранить опытные кадры и безопасность полетов.

 

IATA объединяет около 350 авиакомпаний, обеспечивающих более 80% мирового пассажиропотока. Предстоящая Ассамблея станет важной вехой в формировании единой стратегии отрасли, которая определит качество и доступность авиаперелетов для миллионов путешественников по всему миру на ближайшие годы. Стандарты ИКАО напрямую влияют на стоимость билетов, экологическую политику, частоту рейсов и уровень комфорта путешествий.

 

Свидетельство о постановке на учет СМИ № KZ16VPY00118275 выдано 25.04.2025.