Пятерку европейских ветеранов авиаперевозок теперь замыкают не чехи, а Finnair. О некогда самостоятельной авиакомпании ČSA будут напоминать лишь логотипы на двух самолетах чешского авиаперевозчика Smartwings.
В начале октября ČSA изменила свою бизнес-модель. Согласно информации в коммерческом регистре, 1 октября ČSA стала управляющей компанией группы Smartwings с контрольным пакетом акций. Полеты группы будут осуществляться самой Smartwings и ее дочерними предприятиями. С воскресенья, 27 октября, самолеты ČSA перейдут на код QS. Исторический код, цвета и логотип ČSA останутся на самолетах, в то время как в системах продажи билетов и на табло вылета рейсы будут обозначаться новым кодом.
По словам маркетолога Розали Клочковой из AMI Communications, бренд ČSA и код ОК, которым маркируются рейсы перевозчика, символизируют начало чешской коммерческой авиации и поэтому имеют большую историческую ценность. «Хотя ČSA гарантирует, что для клиентов ничего не изменится после смены бизнес-модели, когда флот будет обслуживать Smartwings, они могут воспринять этот шаг как конец эпохи, а значит, ценность бренда может снизиться», — сказала Клоучкова в интервью ČTK.
По мнению Йозефа Трейбала, директора портала по продаже билетов Letuška.cz, упадок ČSA был спровоцирован амбициозными закупками самолетов при генеральном директоре Ярославе Тврдике. Последним, но решающим ударом по легендарному бренду ČSA стал период ковида. В то время компания не получила от государства никакой компенсации за отмененные рейсы.
«В тех государствах, которые помогали своим национальным перевозчикам в период ковида, знали, зачем они это делают. Сегодня от этого выигрывают не только пассажиры, но и компании, а значит, и вся экономика», — сказал Трейбал. По его словам, сильный национальный перевозчик может оказать большее давление на иностранную конкуренцию, и цены на билеты на чешском рынке будут ниже.
«Компания ČSA, хоть и не была первым авиаперевозчиком, появившимся в мире, однако несомненно относилась к когорте пионеров отрасли. Первые авиакомпании начали формироваться где-то в 1918-м, а потом 1920-е годы. Множество компаний появлялось, а потом исчезло. ČSA была одной из самых первых среди авиафирм, что вполне закономерно, ведь Чехословакия в свое время относилась к числу наиболее развитых стран мира», – комментирует уход «Чешских авиалиний» Ян Сура, редактор специализированного транспортного информационного портала Zdopravy.cz.
Фото: VHÚ
Первый полет авиакомпании ČSA, чья аббревиатура тогда расшифровывалось как «Чехословацкие государственные авиалинии» (Československé státní aerolinie), состоялся 29 октября 1923 года. Борт взлетел с аэродрома Прага-Кбелы, а приземлился в Братиславе.
Экипаж первого в истории рейса ČSA состоял из пилота Карела Брабенеца и редактора «Народной газеты» (Lidové noviny) из Брно Вацлава Кёнига. В воздух тогда пилота и пассажира поднял биплан Aero A-14 Brandenburg. Судя по воспоминаниям очевидцев, посмотреть на отправку первого рейса ČSA тогда пришли толпы людей.
До конца 1923 года «Чехословацкие государственные авиалинии» перевезла в общей сложности 29 пассажиров, 10 килограммов почты и 110 килограммов иных грузов.
Сначала авиакомпания ČSA выполняла исключительно внутренние рейсы. Кроме Братиславы, самолеты отечественного перевозчика начали летать из Праги также в Кошице, Брно, Остраву, Марианские Лазне и Карловы Вары. Но позже ČSA заняли достойное место также на арене международных перелетов и несколько раз в своей истории признавалась «лучшей авиакомпанией Центральной и Восточной Европы».
– Золотой век ČSA частично пришелся и на социалистический период, когда авиакомпания превратилась в своеобразный мост между Востоком и Западом, между капиталистическим и социалистическим миром. Успешным периодом для «Чешских авиалиний» можно также назвать и 1990-е, когда конкуренция в сфере авиаперевозок еще не была столь высокой. Вдобавок Прага в это время являлась одним из важнейших воздушных европейских портов, который активно использовался в качестве транзитного пункта пассажирами из Северной Европы, направлявшимися на Ближний Восток или в Северную Африку, где ČSA работали давно и обладали разветвленной сетью направлений.