Фото: Samuel’s Photos on Unsplash
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обновила свой финансовый прогноз на 2025 год для авиационной отрасли. По сравнению с предыдущими оценками, сделанными в конце 2024 года, организация стала немного более пессимистичной из-за текущей напряжённости в сфере международной торговли, передает TravelPress со ссылкой на Travel Tomorrow.
2025 год уже оказался насыщенным событиями для авиационной индустрии. Как и ожидалось ранее, на авиационные показатели повлияли торговые конфликты. После того как несколько авиакомпаний заявили, что скорректируют свои прогнозы с учётом политической и экономической обстановки, IATA представила новый прогноз на 2025 год.
«Первая половина 2025 года принесла значительные неопределённости на глобальные рынки. Тем не менее, по многим показателям, включая чистую прибыль, этот год будет лучше для авиакомпаний, чем 2024-й, хотя и немного уступит нашим предыдущим прогнозам. Учитывая все внешние вызовы, это всё же сильный результат, который демонстрирует устойчивость, над которой отрасль работала в последние годы», — заявил Уилли Уолш, генеральный директор IATA.
Согласно данным IATA, чистая прибыль авиакомпаний в 2025 году достигнет $36 миллиардов. Это больше, чем $32,4 миллиарда в 2024 году, однако меньше декабрьского прогноза в $36,6 миллиарда. Чистая рентабельность составит 3,7%, а доходность на вложенный капитал — 6,7%. Операционная прибыль ожидается на уровне $66 миллиардов — по сравнению с прежним прогнозом в $67,5 миллиарда. Общий доход отрасли достигнет рекордных $979 миллиардов, что немного ниже ранее ожидавшегося $1 триллиона.
Цифры в контексте
Что касается пассажиропотока, общее количество авиапутешественников в 2025 году должно достичь рекордных 4,99 миллиарда человек — это на 4% больше, чем в 2024 году, но заметно меньше ранее прогнозируемых 5,22 миллиарда. Объёмы авиагрузоперевозок составят 69 миллионов тонн вместо ожидаемых 72,5 миллиона тонн.
«Очень важно понимать масштаб этих цифр в контексте. Прибыль в $36 миллиардов — это значительный показатель. Но если разбить её на пассажиров, это всего $7,20 на одного пассажира за один перелёт. Это очень тонкая подушка безопасности, и любое новое налогообложение, повышение сборов в аэропортах, резкий спад спроса или дорогостоящее регулирование могут быстро проверить устойчивость отрасли. Политикам, которые полагаются на авиакомпании как на центральное звено цепочки, обеспечивающей занятость для 86,5 миллиона человек и поддерживающей 3,9% мировой экономики, необходимо это учитывать», — подчеркнул Уолш.
По его словам, главным положительным фактором стал уровень цен на авиатопливо. Помимо международных конфликтов, таких как война между Россией и Украиной, торговой напряжённости и фрагментации глобальных стандартов, цены на нефть остаются важным элементом, определяющим прибыльность авиаперевозок. Так, стоимость авиатоплива снизилась на 13% по сравнению с 2024 годом и на 1% ниже прежнего прогноза, что оказывает существенное влияние на текущие оценки.
Хотя валовой внутренний продукт (ВВП) традиционно считается ключевым фактором в экономике авиации, в 2025 году это не будет так, поскольку рост ВВП, как ожидается, снизится с 3,3% в 2024 году до 2,5% в 2025 году. Зато эффективность станет ключевым драйвером: средний коэффициент загрузки пассажирских кресел достигнет рекордного уровня в 84%, поскольку расширение и модернизация флота остаются сложными.
Согласно опросу IATA, проведённому в апреле 2025 года, 40% респондентов заявили, что планируют больше путешествовать в течение следующих 12 месяцев по сравнению с предыдущими. Лишь 6% ожидают уменьшения количества поездок. Кроме того, 47% опрошенных готовы потратить больше на путешествия, а среди бизнес-путешественников 68% прогнозируют рост количества деловых поездок, несмотря на торговую напряжённость.
Читайте также: IndiGo удваивает заказ на A350, расширяет сотрудничество и подтверждает разрыв отношений с Turkish Airlines.