Сильная турбулентность, в которую вчера попал рейс 321 Singapore Airlines из Лондона в Сингапур, привела к гибели одного человека и ранениям десятков других пассажиров.
Что конкретно произошло на борту Boeing 777-300ER с 211 пассажирами и 18 членами экипажа на борту, летевшего в Сингапур, пока точно неясно.
На сайтах, отслеживающих полёты авиакомпаний, отмечается, что самолёт резко снизился на 1 800 метров за три минуты, когда находился в неспокойной атмосфере над территорией Мьянмы в районе Бенгальского залива, и после инцидента произвёл экстренную посадку в Бангкоке.
К счастью, смертельные случаи и серьёзные травмы из-за турбулентности случаются крайне редко. Экипажи самолётов часто могут заранее предсказать плохую погоду и нестабильные воздушные условия, и их обучают справляться с такими ситуациями и не попадать в них.
Эксперты, опрошенные CNN рассказали о том, как часто турбулентность вызывает серьёзные последствия и что может сделать пассажир, чтобы обезопасить себя.
По данным экспертов, вероятность того, что полёт на самолёте закончится травмами, даже лёгкими, чрезвычайно мала, однако в последнее время произошёл ряд громких инцидентов, в которых пострадали пассажиры.
Понимание причин турбулентности может помочь как экипажу, так и пассажирам смягчить её последствия.
Пол Уильямс, профессор атмосферных наук из Университета Рединга в Великобритании, вчера заявил:
Что такое турбулентность и что её вызывает?«Смертельные случаи при турбулентности на коммерческих рейсах, к счастью, чрезвычайно редки, но сегодня, к сожалению, их число увеличилось на одну единицу.»
Выделяют четыре основных уровня турбулентности - лёгкая, умеренная, сильная и экстремальная.
При лёгкой и умеренной турбулентности пассажиры могут почувствовать натяжение ремня безопасности, а незакреплённые предметы в салоне могут перемещаться.
Однако в более серьёзных случаях турбулентность может привести к тому, что пассажиры будут разбросаны по салону, что уже заканчивается тяжёлыми травмами или даже смертью.
«Турбулентность во время полётов может быть вызвана штормами, горами и сильными воздушными потоками, называемыми струйными течениями», - добавляет Уильямс.
На сайте Федерального управления гражданской авиации США (FAA) говорится:«Во вчерашнем случае с Singapore Airlines это была так называемая "турбулентность в чистом воздухе", и её бывает трудно избежать, поскольку она не отображается на метеорологическом радаре в кабине пилотов».
Как правило пилоты получают предупреждения о турбулентности от управлений гражданской авиации различных стран, метеорологических служб авиакомпаний или даже от других пилотов, летящих впереди них. Однако турбулентность может возникнуть и без предупреждения.«Турбулентность в чистом воздухе - это движение воздуха, создаваемое атмосферным давлением, струйными течениями, воздухом вокруг гор, холодными или тёплыми погодными фронтами или грозами.»
Насколько опасна турбулентность?
По данным FAA, в период с 2009 по 2021 год во всём мире из-за турбулентности серьёзно пострадали 30 пассажиров и 116 членов экипажа.
Число пассажиров всех авиакомпаний мира в настоящее время оценивается примерно в четыре миллиарда человек в год, так что подобные инциденты, очевидно, относительно крайне редки.
FAA называет турбулентность основной причиной травм бортпроводников и пассажиров в инцидентах на коммерческих авиалиниях. Поскольку авиакомпании не обязаны сообщать о более мелких травмах, общее число пострадавших неясно.
Случаи со смертельным исходом, подобные инциденту с Singapore Airlines, также крайне редки. В частности, в декабре 1997 года на рейсе United Airlines из Токио в Гонолулу возникла серьёзная турбулентность, в результате которой один человек погиб.
Исследователь метеорологии Марк Проссер из Университета Рединга говорит:
«Турбулентность делает полёты неспокойными и иногда может быть опасной.»
«Авиакомпаниям необходимо задуматься о том, как они будут бороться с повышенной турбулентностью, ведь только в США она ежегодно обходится отрасли в $150-500 млн.»
Становится ли ситуация хуже?«Каждая дополнительная минута, проведённая в турбулентности, увеличивает износ самолёта, а также риск получения травм пассажирами и бортпроводниками.»
Исследование, проведённое Университетом Рединга, показало, что за последние 40 лет число случаев сильной турбулентности увеличилось на 55 % из-за влияния изменения климата.
В докладе, опубликованном в июне 2023 года, в частности говорится, что в средней точке над Северной Атлантикой, которая является одним из самых оживлённых воздушных пространств в мире, общая годовая продолжительность сильной турбулентности выросла на 55 % в период с 1979 по 2020 год.
В 2022 году Уильямс, соавтор исследования, заявлял, что, по его мнению, в ближайшие десятилетия сильная турбулентность «может удвоиться или даже утроиться». Он объяснил это случаями «явной воздушной турбулентностью» - типом турбулентности, которая возникает внезапно, и избежать её очень сложно.
Согласно данным Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB), в период с 2009 по 2018 год примерно в 28 % аварий, связанных с турбулентностью, экипаж самолёта не был предупреждён о ней.
Анализ Уильямса предсказал, что в ближайшие десятилетия турбулентность в воздухе значительно возрастёт по всему миру.
«Обычно при трансатлантическом перелёте вы можете ожидать 10 минут турбулентности», - добавил он.
Следует ли сидеть пристёгнутым всё время, находясь в кресле?«Я думаю, что через несколько десятилетий это время может увеличиться до 20 минут или до получаса. Знак "пристегните ремни безопасности" будет включаться для пассажиров чаще, чем когда либо.»
Короткий ответ на этот вопрос - «Да». В отчёте NTSB за 2021 год говорится, что большинство пассажиров, получивших травмы в авариях, связанных с турбулентностью, в тот момент не были пристёгнуты ремнём безопасности.
Поскольку не всегда возможно предугадать, когда самолёт столкнётся с явной турбулентностью, единственный способ быть в 100% безопасности - это оставаться пристёгнутым на протяжении всего полёта.
Вредит ли турбулентность самолётам?
По данным Национальной метеорологической службы США, в случаях экстремальной турбулентности, «когда самолёт сильно швыряет и им невозможно управлять», самолёту может быть нанесён структурный ущерб.
Недавние инциденты, в том числе инцидент с рейсом Singapore Airlines, также привели к существенным повреждениям салона самолёта.
Какие воздушные маршруты самые опасные?
Турбулентность может возникнуть практически в любом месте планеты и на любой высоте, но некоторые районы известны тем, что они более подвержены ей.
Проанализировав около 150 000 различных маршрутов полётов, сайт Turbli, специализирующийся на прогнозировании турбулентности, обнаружил, что самым проблемным является маршрут между Сантьяго (Чили) и международным аэропортом Виру-Виру в Боливии, а маршрут между Алматы и Бишкеком занял второе место в списке, который был опубликован в прошлом году.
Читайте также: Сильнейшая турбулентность: пассажиров ударяло о потолок