Из исследования можно сделать вывод, что пассажиропоток в сети европейских аэропортов в апреле 2024 года вырос на +8,5% по сравнению с апрелем прошлого года. В результате объём перевозок оказался всего на -0,2 % ниже уровня до пандемии (2019 год) - практически дойдя до полного восстановления.
В лидерах аэропорты стран, не входящие в ЕС+
Авиационный рынок стран, не входящих в ЕС+, превзошёл все ожидания: пассажиропоток апреля увеличился на +13,4% по сравнению с апрелем 2023 года. Наиболее стремительным за год был рост аэропортов в Казахстане (+150% к апрелю 2023 г), Албании (+67%) и Узбекистане (+54%). Также весьма динамичны оказались показатели роста на более крупном рынке Турции (+19%).
Рынок стран, не входящих в ЕС+, превысил допандемийный уровень (апрель 2019 года) на +5,6%, несмотря на геополитику, приведшую к полной потере пассажиропотока в аэропортах Украины и его значительному снижению в аэропортах Израиля (-42%) и России (-22%). Динамику роста по сравнению с объёмами 2019 года в блоке возглавили аэропорты Албании (+261 %), Узбекистана (+171 %), Армении (+86 %) и Казахстана (+83 %).
Показатели аэропортов стран региона ЕС+ сильно различаются
Тем временем на авиационном рынке ЕC+ пассажиропоток в апреле вырос на +7,7 % по сравнению с апрелем 2023 года. Наилучшие значения показали аэропорты Эстонии (+28%), Чехии (+18%), Словении (+17%) и Польши (+17%), а наименьшие - аэропорты Швеции (-0,1%), Ирландии (+0,6%), Латвии (+1,8%) и Португалии (+2,4%).
Рынок ЕС+ очень близок к полному восстановлению объёмов до пандемии (апрель 2019 года) на уровне -1,1%, но при этом наблюдается значительный разрыв в показателях между национальными рынками:
- Аэропорты стран, ориентированных на отдых и поездки к друзьям и родственникам, значительно превысили показатели 2019 года, в том числе в Греции (+21,7%), Хорватии (+20,9%), Польше (+20,3%), Мальте (+18,5%), Исландии (+17,2%), Люксембурге (+17%) и Португалии (+13,6%).
- Напротив, аэропорты Финляндии (-30,6 %), Словении (-29,5 %), Словакии (-24,1 %) и Швеции (-23,6 %) оставались наиболее далёкими от восстановления объёмов, достигнутых до пандемии.
- Среди крупнейших рынков ЕС+ наилучшие результаты показали аэропорты, ориентированные преимущественно на отдых и поездки к друзьям и родственникам : Италия (+13,9%) и Испания (+10,8%) увеличили свои объёмы, достигнутые до пандемии, за ними следуют всё ещё отстающие Великобритания (-3,9%), Франция (-6,9%) и далее Германия (-19,2%).
Различия показателей по категориям аэропортов
Пассажиропоток в крупнейших аэропортах региона (40+ млн пассажиров в год) в апреле вырос на +8,6 % по сравнению с апрелем прошлого года и составил -1,6% по сравнению с показателями до пандемии (апрель 2019 года):
Самым загруженным европейским аэропортом остаётся лондонский Хитроу (+4,8% по сравнению с апрелем 2023 года, -1,4% по сравнению с апрелем 2019 года), за ним следует Стамбул (+10,5% к апрелю 2023 года, +22,4% к апрелю 2019 года), где пассажиропоток был значительно выше допандемического уровня.
Париж-CDG (+4,8% к апрелю 2023 г, -11,5% к апрелю 2019 г) занял 3-е место, за ним следуют амстердамский Схипхол (+6,7% к апрелю 2023 г, -10,4% к апрелю 2019 г) и Мадрид (+10,6% к апрелю 2023 г, +6,7% к апрелю 2019 г).
Рим-Фьюмичино продолжает демонстрировать самый высокий рост по сравнению с апрелем прошлого года - +26,6% (+10,8% к апрелю 2019 г).
По остальным категориям аэропортов ситуация следующая:
- Крупные аэропорты (10-40 млн пассажиров в год). Наибольший рост в апреле показали Анталья (+58% к апрелю 2023 г, +8,6% к апрелю 2019 г), Стамбул Сабиха Гёкчен (+20,6% к апрелю 2023 г, +13,2% к апрелю 2019 г), Прага (+17. 3% к апрелю 2023 г, -11% к апрелю 2019 г), Мюнхен (+17,1% к апрелю 2023 г, -14% к апрелю 2019 г), Афины (+16,2% к апрелю 2023 г, +21,5% к марту 2019 г) и Будапешт (+16% к апрелю 2023 г, +4,1% к апрелю 2019 г).
- Средние аэропорты (1-10 млн пасс. в год). Данная категория показала в апреле самые лучшие результаты по сравнению с показателями до пандемии (апрель 2019 года), а именно +9,4 %. Наибольшего роста в этой категории достигли такие аэропорты, как Задар (+105% к апрелю 2023 г, +45,3% к апрелю 2019 г), Жирона (+87,9% к апрелю 2023 г, -2,7% к апрелю 2019 г), Тирана (+67,2% к апрелю 2023 г, +260% к апрелю 2019 г), Сараево (+49,4% к апрелю 2023 г, +49% к апрелю 2019 г), Кишинёв (+44% к апрелю 2023 г, +15,3% к апрелю 2019 г) и Эрзурум (+43,2% к апрелю 2023 г, +22,8% к апрелю 2019 г).
- Малые аэропорты (до 1 млн пасс/г) продемонстрировали самые худшие показатели, увеличив пассажиропоток в апреле на +4,4% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, и остались на -31,5% ниже уровня до пандемии (апрель 2019 года).
- Крупные базы низкобюджетных перевозчиков, как и в прошлые месяцы, продолжали демонстрировать хорошие показатели по сравнению с уровнем до пандемии (апрель 2019 года): Мемминген (+63,4%), Бове (+63%), Бергамо (+28,6%) и Шарлеруа (+21,7%).
В апреле 2024 года грузовые перевозки в европейской сети аэропортов выросли на +12,4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе в аэропортах ЕС+ на +12,1 %, а в остальных странах Европы на +14,6 %. В целом грузоперевозки на +2,5 % превысили уровень до пандемии (апрель 2019 года).
Среди 10 крупнейших европейских аэропортов по объёму грузоперевозок наилучшие показатели в апреле по сравнению с тем же месяцем прошлого года показали Стамбул (+42,7%), Мадрид (+18,2%), Милан-MXP (+15,1%), Льеж (+14,2%) и Франкфурт (+11,6%).
Количество взлётов-посадок воздушных судов в апреле увеличилось на +7,4 % по всей сети европейских аэропортов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но осталось на -4,1 % ниже уровня до пандемии (апрель 2019 года).
Читайте также: Спрос на летние путешествия в Европе полностью восстановился к допандемийному уровню