- Асет, как получилось, что Вы стали трэвэл-блогером? Откуда у Вас зародилась страсть к путешествиям? Каким образом Вы связали с этим судьбу и является ли это сейчас основным источником дохода?
- Началось все с того, что мы с женой просто начали много путешествовать и подумали: почему бы не делиться полезными советами, лайфхаками и обзорами по основным запросам туристов в путешествиях? Начали показывать на своих страницах в соцсетях: достопримечательности, делать обзоры на ценовую политику внутри страны, сколько стоят продукты, аренда жилья, тех или иных гостиниц в разных странах. Затем на нас стало подписываться все больше людей и мы поняли, что это ценно. Мне кажется, что страсть к путешествиям есть у всех людей. На самом деле это такой полезный наркотик, который обучает человека - расширяя его кругозор, меняя мировоззрение и сознание. Еще это конечно же очень приятно, изучать что-то новое, погружаться в культуру разных народов мира. Мне кажется, что в казахах инстинктивно заложено – выходить за рамки своего дома, в нас ведь течет кровь кочевников. Таким образом, хобби переросло в работу. Изначально, у меня был бизнес, и мы зарабатывали на путешествия. Поставили с женой амбициозную цель, посетить 100 стран мира, но потом наша инициатива монетизировалось благодаря блогу. И сейчас мы занимаемся только путешествиями, я ушел со многих проектов и теперь занимаюсь только развитием своего трэвэл-блога.
- Мы слышали о Вашем новом проекте. С чем он связан и какую цель преследует?
- Проект направлен на развитие туризма в Казахстане. Ранее мы говорили только о зарубежных странах, а сейчас хотим внести свой вклад в развитие внутренних направлений. Это полностью инициативный проект. Мы с женой уверены, что каждый может внести свой вклад в развитие туризма Казахстана. Нет особой уникальности в самой задумке, но мы планируем путешествовать по городам нашей огромной Родины и общаться с молодежью. Первоначальная цель – это отразить всю красоту и многогранность нашей страны. Про этот проект я думал давно. У нас в большинстве своем среди блогеров в инфоповодах, и в общем соцсетях, говорится только о двух годах: Алматы и Астане, а ведь у нас много других крутых городов с красивыми местами и достопримечательностями, с красивыми локациями, с особенной природой, и хотелось бы раскрыть всю уникальность в проекте.
- Помимо этого, вторая цель – выстроить диалог с молодежью. Я хочу в каждом городе проводить встречи с молодежью, где мы могли бы обсудить развитие региона, оказании посильной помощи и в общем поделиться с ними своим опытом, того что видел в других странах. Мы поговорим о том, как развивать внутренний туризм, что для этого нужно, как мы – как казахстанцы можем помочь развитию отрасли внутри страны. Думать, как для развития использовать соцсети. Мне кажется, это будет нести социальную пользу, приведет к популяризации внутреннего туризма и росту уважения молодежи к своему региону, к месту, где они родились и выросли.
- Ну и во-третьих, своим подписчикам мы расскажем в своих сюжетах о городах, покажем как там живут люди, отразим основные достопримечательности и экскурсионные места, будем снимать обзоры по ценовым категориям, узнаем цены на фрукты на различных базарах, проанализируем цены на продукты, расскажем об отличиях кухни в каждом регионе, покажем популярные и не совсем раскрученные заведения, парки, скверы – в общем, все туристические локации, которые наши подписчики захотят увидеть собственными глазами и смогут посетить. Первыми выбранными нами городами будут - Шымкент, Тараз и Кентау. Выезжаем уже через 3 дня.
- На Ваш взгляд, что в настоящий момент влияет больше всего на популяризацию Казахстана зарубежом? Вы много путешествуете, слышал ли кто-то о нашей стране в дальнем зарубежье и благодаря чему?
- Очень большое влияние оказывает развитие и поддержка творчества, культуры, спорта. Я имею в виду качественные фильмы, о которых узнают далеко за пределами нашей страны, о хорошей музыке, которую слушают по всему миру. К примеру, тот же Димаш – его так много людей знают в Китае. Я встречал много туристов из Швейцарии, Мексики, США, которые приехали в Казахстан только из-за Димаша. А есть еще Иманбек, которого тоже сейчас знают сотни тысяч людей. Вот как нашу страну популяризируют творческие люди. Посмотрите сами - Таиланд один из примеров, там снимают очень большое количество фильмов и именно из-за локаций, отраженных в кино, люди хотят туда поехать. Новая Зеландия, в которой снимали Властелин колец, стала очень популярна. А у нас пока что очень популярно среди иностранцев упоминание страны только по фильму Борат. На кого после этого обижаться? Поэтому развитие маркетинга в популяризации страны должно строиться через творчество и культуру – это дало бы хороший результат.
- Помимо творчества, как по Вашему мнению еще можно развивать популярность страны в мире?
- Можно приглашать инфлюенсеров, как часто делают в ОАЭ. Хотя, некоторые регионы РК тоже давно начали применять такую практику. Время от времени в Казахстан привозят трэвэл-блогеров, знаменитых во всем мире людей и это правильно. По большей части большинство сейчас смотрят не ТВ, а соцсети, следят за блогерами, мотивируются. Если честно я сам съездил во многие страны только благодаря тому, что у кого-то увидел видео с крутой локацией в какой-то части планеты. Нас часто приглашают министерства туризма разных стран. Это полезная мировая практика.
- Я бы еще поработал над инфраструктурой. Очень часто при посещении городов смотришь - туалеты закрыты, где-то доороги в ужасном состоянии. Конечно, правительству сложно развивать туризм одновременно во всех регионах, у нас страна очень большая и для туриста, впервые посетившего Казахстан, изначально непонятно куда ехать, какое направление лучше выбрать. Хорошо бы турист приехал ни один раз в Казахстан, а допустим поездил по Алматинской области и ему бы сказали: «А у нас ВКО есть супер-места, вот это там можно посмотреть, там вообще очень круто». Казахстан – очень интересная страна для путешествий. У нас и леса, и горы, и пустыни – очень разнообразная картинка. Да, туризм не легко развить, но потенциал хороший, потому что локации – очень живописные, красивые, крутые.