"В Казахстане один самых низких НДС в регионе (Узбекистан и РФ 20%, Азербайджан 18%). Мы проделали долгий путь от 20% до 12%. Помню, стоя за стойкой ресепшн в начале 2000х, выставляли сумасшедшие счета клиентам (rack rate) - 365$ плюс 16% НДС за ночь", - подчеркнул К.Садвакасов.
В чем особенность туризма?
1. Туриндустрия - это межотраслевой феномен, где цепочка добавленной стоимости очень фрагментированная, как вертикально, так и горизонтально.
Рассмотрим готовый отель. Обеспечение деятельности среднего не премиального 4х звездочного отеля - это сеть поставщиков и закупки, включающие: продукты питания от микрозелени и муки до мраморной говядины и морепродуктов, бытовую химию, текстиль, электронику и электроприборы, косметику, сантехнику, стройматериалы на мелкий ремонт, обслуживание бассейнов, химчистки и так далее.
В целом же по индустрии турпродукт горизонтально сплетен из услуг аэропортов, авиакомпаний и наземного транспорта, проживания, достопримечательностей, общепита, нацпарков, гидов и так далее.
То есть фактическое удорожание стоимости номера или турпакета по въездному туризму - это не "старая цена" + 16% НДС (вместо 12%), это - "новая цена повыше" плюс 16%. Сколько отельер/турфирма решит в итоге переложить на плечи конечного потребителя, понять пока сложно, но, как вы понимаете, цепочка достаточно длинная.
2. Существенная доля доходов отелей представлена затратами местного населения .
Это и "той-бизнес", и "staycation" - когда жители городов останавливаются в отелях в своем городе на выходные; а также услуги спа, прачечных и т.д. Повышение стоимости услуг ударит в первую очередь по местному населению. А также по госорганам, которые нередко проводят мероприятия в этих же отелях.
3. Средняя заполняемость койко-мест в отелях РК - 27,3%!!! С учетом теневизации, пусть даже заниженная вдвое, реальная цифра ок. 50-55% - ниже отраслевых нормативов, когда отели лишь остаются "на плаву", без обновления базы. Стало очень заметно, как номера и лобби многих отелей даже в крупных городах серьезно "подустали".
4. Отели и другие места размещения оплачивают порядка 41 млрд тенге налогов в год (2023 год). Из них доля НДС составляет ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО (достоверных данных нет у нас) одну треть, т.е. максимум 14 млрд тенге в год (и то, если посчитать что все являются плательщиками, по факту думаю ниже). В масштабах государства сумма небольшая (стоимость 2х средних комфортных школ), но...
Каким рискам подвержен бизнес и отрасль в случае увеличения стоимости услуг?
1. Конкурентоспособность
В пик туристкого сезона Казахстан очень дорогой. Услуги транспорта, отелей и даже гидов взлетают моментально. Но так происходит только в пик сезона. Период пребывания иностранцами в туре по Центральной Азии и так был самый короткий, и может еще сократиться. Плюс у нас не самый длинный сезон в отличие от Узбекистана и Азербайджана.
2. Транзакционные издержки
У отелей и агентств, особенно в корпоративном секторе, уже есть бронирования на 2026 год. Нужно обьяснять удорожание либо терпеть хоть небольшие, но убытки. А также отвлечь ресурсы на перенастройку ставки в системах по управлению отельным фондом, F&B и в онлайн системах бронирования и т.д.
3. Увеличение ФОТ и другие затраты
Для тех, кто не держит штатного бухгалтера, бухгалтерские услуги НДСникам и неНДСникам значительно разнятся. В целом персоналу справедливо будет также повысить зарплату.
4. Повышение теневизации
Об этом достаточно открыто говорит сам МСБ и излишне будет что-то добавлять.
Есть ли альтернатива? Да!
На прошлой неделе прозвучало, что в Парламенте рассматривается применение ставки 10% для индустрии гостеприимства IT!
Очень правильная инициатива, но чем восполнить пробел?
1. В Казахстане уже пару лет действует так называемый "google налог" на зарубежные маркет-плейсы и стриминги типа netflix, yandex, ali baba, которые исправно оплачивают НДС.
По нашим данным глобальные интернет букинг платформы бронирования авиа и отелей не имеют представительств в РК и не оплачивают НДС. Практика обложения таких платформ есть в других странах. Есть даже случаи их блокировки. Альтерантива и конкуренция в помощь!
2. Квартиры посуточно, а их несколько десятков тысяч на сайте Крыша, также сдаются иностранцам. Это видно через систему E-qonaq. За время существования Е-конак мы имеем свыше 500 тыс пользоваталей (отели, квартиры посуточно и граждане, принимавшие иностранцев в гостях).
Однако менее 5% таких квартир зарегистрированы как места размещения и платят хоть какие-то налоги.
Что отели могли бы дать взамен такому послаблению?
Возобновить оплату туристского сбора. Но на этот раз, оплату турсбора, необходимо направлять строго на продвижение туризма:
1) маркетинг зарубежом
2) субсидии туристских чартеров
3) поддержку MICE ивентов.
Это позволит увеличить поток и заполняемость номерного фонда. Государство получит дополнительный налоговый поток и рабочие места за счет увеличения затрат в стране от потребления туристами туруслуг, сувениров, такси, общепита, шоппинга и т.д.
Какой итоговый эффект?
Местные жители не уменьшат потребление услуг отелей (проживание, банкеты, спа). Конкурентоспособность отрасли в Центральной Азии повысится, а турпоток увеличится за счет повышения маркетинговых и MICE инициатив, а также поддержки авиакомпаний (тонна авиакеросина в аэропортах РК выше, чем в аэропорту Франкфурта).