«Чалдайский лес: где сосны дышат легендами, а тишина хранит дух Хазрета»

Полезно знать
15.10.2025
18:10
«Чалдайский лес: где сосны дышат легендами, а тишина хранит дух Хазрета»

Чалдайский лес: дух великого человека и сосны

 

Вы всегда можете отказаться от неправильного питания, но сказать «нет» путешествию в павлодарский лес – никогда. Особенно если он Чалдайский! Этот сосновый бор в регионе произрастает в двух районах – Щербактинском и Аккулы – на востоке и юго-востоке Павлодарского Прииртышья. Чтобы получить удовольствие от прогулки по этому уникальному лесу, вы потратите на дорогу всего лишь чуть больше часа.

Уникальный сосновый бор протянулся и дальше, в соседние области Казахстана и в Алтайский край России. Из Павлодара вам следует ехать по так называемой «щербактинской трассе» на восток. Можно взять курс на село Арбигень или на Галкино. Есть и другие варианты, разумеется.

Сначала вы увидите, как поднимется горизонт – наши бескрайние степи сменятся густым сосновым массивом. И не успеете моргнуть глазом, как стены красивейшего леса обступят вас с разных сторон. Можно доехать до лесничества, поболтать с работниками государственного лесного природного резервата «Ертис орманы», оставить машину и пойти гулять по лесу. Можно иначе: просто оставить на окраине бора своё авто и уйти бродить по этим чащам самостоятельно.

Если вы привыкли к городской обстановке, то с непривычки предстоит ещё привыкнуть к чистоте здешнего воздуха – сосновой хвои, в какое бы время года вы сюда ни прибыли. Но потом придётся сразу уяснить и одну важную вещь. Вы попали в лес, а он дом для зверей, птиц и насекомых, поэтому вести себя следует вежливо: не шуметь, не сорить, ни в коем случае не разводить огня.

В 2019 году в Павлодаре вышла книга «Экология Павлодарской области». Её авторы – известные казахстанские экологи Светлана Могилюк и Марина Поух. Они называют эти ленточные сосновые боры шириной от пяти до сорока метров реликтовыми.

«Лес хорошего качества здесь состоит из деревьев высотой 30 метров. Главная порода – сосна обыкновенная. Она покрывает 93 процента покрытой лесом площади боров. В пониженных местах рельефа примешиваются берёза и осина, а у кромки леса встречаются кустарники: смородина, крушина, шиповник, кизильник. Среди трав – сухолюбивый вейник, мятлик (тимофеевка), типчак, тонконог, кошачья лапка и другие. Почвы у боров дерново-подзолистые, песчаные. В сосновых борах водится похожий на белку маленький зверёк летяга, в корнях сосен живёт мохнатый тушканчик. Сюда заходит рысь, климатизируется европейская норка», - узнаём мы на 18 странице их труда.

В Чалдайском лесу находится мавзолей Габдул Уахит Хазрета. Точнее, два. Один был установлен сразу после смерти, второй – в 2012 году. Этот человек был имамом, учителем и целителем. Он родился в 1853 году и своё первое образование получил у аульного муллы в шесть лет. После ещё восемь лет обучался у лучших учителей Семейского региона. В 1873 году поступил на учёбу в медресе Бухары, где учился 15 лет. Когда Габдыл Уахит вернулся в родные края, он занимался пропагандой ислама, учил детей, был имамом и учителем в мечети, которую построили в селе Есильбай Щербактинского района Павлодарской области, позже возвёл мечеть возле села Арбигень. Говорят, будто Хазрет имел особый дар: лечил людей молитвами и мог предсказывать будущее.

«В годы советской власти сотрудники НКВД к Хазрету пожаловали после очередного доноса и застали его за чтением намаза. Один из них разорвал страницы Корана и сделал из них папиросу, но тут же его лицо искривилось. Двое других повели Габдылуахита Тиленшиулы на расстрел в лес, а он попросил разрешить прочитать намаз. После молитвы он произнёс: «Я готов». Но ружьё так и не выстрелило, а руку одного из сотрудников и вовсе парализовало. И его до самой смерти больше не беспокоили. Правда это или сказочный вымысел, каждый современник решает сам», - прочитал я в газете «Звезда Прииртышья» от 17 июля 2012 года в заметке своей коллеги Асемгуль Касеновой.

День, проведённый в прогулке по сосновому бору, не только насытит ваши глаза и мозги прекрасными картинами, но и наполнит душу светом добра после отдыха около мавзолея. Спокойно тут и хорошо. Удачливый и терпеливый фотограф встретит корсака или лисицу, а может и косулю. Их тут тоже немало. Причём и зимой, и летом.

Зимой – важно! – ехать здесь следует осторожно, ибо мы, например, по тонкому льду трассы слетели в кювет и сели пузом на сугроб. Помогли мимо проезжавшие мужики с лопатами и щербактинский парень Серик, который взял нас на буксир на своей «Ниве».

При желании можно перекусить, если обратиться в контору самого ГЛПР «Ертис орманы». Я наслышан даже об их кулинарии с вкусной выпечкой. И, конечно, отдельная тема для разговора – сами люди, работающие в бору и в резервате, которые подкармливают зверьё, собирают шишки, высаживают лес, защищают его от огня. В одном из сёл даже стоит памятник погибшим при борьбе с пожарами, а они тут бывают очень страшными. Нам, простым гостям реликтового соснового бора, остаётся его только беречь и любить, а ещё – посещать, потому что другой такой растёт лишь очень далеко, в стране, имя которой – Канада.

Фото из архива Павлодарского Дома географии

Свидетельство о постановке на учет СМИ № KZ16VPY00118275 выдано 25.04.2025.