Каботажные перевозки дают возможность иностранной авиакомпании выполнять пассажирские авиарейсы между пунктами внутри другой страны. Как объяснил Роман Владимирович, это делается из-за «нехватки самолётов во всем мире»:«Да, мы с дружественными странами ведём переговоры. Например, мы с Казахстаном ведём переговоры – у них в этом году больше чем на 35% рост авиационной подвижности, поэтому коллеги думают. Возможность разрешения каботажных перевозок рассматривается на фоне дефицита авиапарка».
Главный эксперт «Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации», подведомственного Росавиации, Фёдор Борисов с сомнением отнёсся к идее предоставить казахстанским авиакомпаниям право совершать каботажные перевозки по России, «потому что из национальной экономики вымывается всё»:«Вы знаете, какие существенные проблемы есть у Airbus с двигателями Pratt & Whitney, и сотни самолётов стоят на приколе в зарубежных авиакомпаниях, ждут замены этих двигателей в Airbus neo. Вы знаете, какие проблемы у Boeing с качеством новых судов, поэтому существует нехватка воздушных судов».
Если оперативно не решить проблему дефицита авиапарка, отрасль ожидает планомерное снижение пассажиропотока, предупредил Борисов. Согласно презентации ГосНИИ ГА, по консервативному сценарию в 2024 году российские авиакомпании перевезут 112 млн человек (84 млн – внутри РФ, 28 млн – за рубеж), что предполагает рост год к году на 6,3%. Уже в 2025 году общая цифра может упасть до 95,1 млн, в 2026-м – до 91,2 млн.«Да, вы затыкаете дыру (временный дефицит парка), но вы теряете деньги. Эта наихудшее решение из всех. Хотя я знаю, что оно обсуждается на очень высоком уровне, в очень высоких кабинетах. Мы не говорим, что это вообще нельзя. Мы говорим, что надо исчерпать все возможности перед тем, как переходить к самым тяжёлым решениям».
Перед началом войны флот российских авиакомпаний насчитывал 850 самолётов, а к началу 2023 года сократился до 736 лайнеров, согласно оценкам консалтинговой компании Oliver Wyman. Из-за санкций, запретивших поставлять в Россию западные самолёты и запчасти к ним, по прогнозам OW, к 2026 году число доступных лайнеров может уменьшиться вдвое. А ускоренное «выбытие» лайнеров иностранных производителей начнётся с 2025 года, поскольку им будут необходимы «капитальные ремонты», предупреждал в прошлом году Владимира Путина глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
Заменить иностранный флот российские власти планировали собственными самолётами, запустив амбициозную программу развития авиапрома, согласно которой объёмы выпуска гражданских лайнеров в стране должны были за два года выйти на рекордные с советских времён уровни – 120 единиц в год к 2026 году, 200 в год – к 2028-му и более 230 в год – в 2030-м.
Согласно программе, ещё в прошлом году российские перевозчики должны были получить два импортозамещённых Sukhoi Superjet и три лайнера Ту-214, а в текущем – 20 машин первого типа, семь – второго, а вдобавок 6 региональных лайнеров MC-21 и два турбовинтовых Ил-114-300.
В реальности российский авиапром смог выпустить два Ту-214 и один Ил-96-300, и в правительстве приняли решение радикально урезать программу, пишет The Moscow Times. В 2025 году вместо изначально запланированных 82 самолётов теперь ожидается выпуск лишь 20 машин. План на 2026 год снижен со 120 лайнеров до 97, на 2027 год – со 180 до 140. Первый вице-премьер Денис Мантуров в сентябре предупредил, что в следующем году программу снова могут пересмотреть.