Практика авиаперевозчиков продавать места по сниженному тарифу, но с условием, что пассажир берёт на себя риски в случае изменения личных планов, давно раздражала часть граждан. Однако подняли эту тему в парламенте, когда член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Бакытжан Базарбек сам захотел сдать билеты:
Бакытжан Жумабекулы считает главной проблемой устаревшую систему правового регулирования, которая основана на Варшавской конвенции, и предлагает перейти к Монреальской. С предложением предусмотреть «имущественную ответственность» руководителей авиакомпаний и аэропортов за задержки рейсов мажилисмен обратился к главе компетентного ведомства.«Недавно столкнулся с проблемой невозвратных авиабилетов от авиакомпаний Air Astana и Fly Arystan. Их нелегитимная деятельность приводит к недовольству населения. Конечно, есть невозвратные авиабилеты, рейсы передвигаются — всё это связано и с листингом. Это направление в своё время было пролоббировано. Но на сегодня мы видим, что они стараются использовать свои лоббистские возможности для ещё большего удорожания билетов».
Вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев возразил, что Казахстан и так работает в рамках Монреальской конвенции. При этом министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев всё же признал, что невозвратные билеты остаются «актуальным вопросом»:
Как сообщил Шаккалиев, последние поправки в закон «О защите прав потребителей» вносились четыре года назад, но практика показала «правовые недочёты, которые не соответствуют современным реалиям и влияют на результативность защиты потребителей». В частности, четырёхэтапный порядок рассмотрения жалоб создал барьер для потребителей.«Действительно, невозвратность авиабилетов была законодательно предусмотрена. Эта коллизия была, но её сняли. Второе — привлечение к имущественной ответственности. В комитете мы получили расширение своей компетенции, предусматривается такая возможность. В рамках нового законопроекта исключена 100%-ная невозвратность по договорам о приобретении авиабилетов и туристском обслуживании».
В итоге, профильный комитет не может реагировать на нарушения и принимать меры в таких сферах, как ЖКХ, транспортные, медицинские, туристические, услуги связи и другие. А внедрённая для автоматизации процесса обращений потребителей информационная система e-tutynushy «не дала ожидаемого эффекта ввиду добровольной регистрации в ней».
Арман Абаевич подтвердил, что в 2023 году произошёл резкий рост жалоб потребителей на нарушения в сфере электронной торговли – на 290%. В этой связи новые поправки упрощают порядок разрешения гражданско-правовых потребительских споров из многоступенчатого в двухступенчатый. То есть потребитель может сразу обратиться в суд либо к медиатору или в госорган для привлечения недобросовестного субъекта бизнеса к административной ответственности.
Также законопроектом, при разработке которого изучен опыт стран СНГ, Германии, Польши и Турции, предлагаются поправки по усилению защиты прав потребителей в онлайн-торговле. В частности, исключение пресекательной нормы о добровольной регистрации бизнеса в e-tutynushy позволит интегрировать её с другими государственными информационными системами, и субъекты предпринимательства смогут видеть обращения к ним потребителей.
По аналогии с институтом омбудсмена по защите прав предпринимателей вводится институт омбудсмена по защите прав потребителей. Он будет помогать потребителям «вскрывать системные проблемы сферы защиты прав потребителей, будет глазами, ушами и голосом потребительского сообщества».
Депутаты также хотят изменить правила перевозки ручной клади. Член Комитета по аграрным вопросам Аманжол Алтай раскритиковал нормативы, по которым на борту самолётов запрещено перевозить домбру:
Сатжан Аблалиев ответил, что борты самолётов не предусмотрены для перевозки габаритных вещей, но пообещал, что постарается «решить этот вопрос максимально благоприятно».«Домбра — это для нас святое, это наша национальная составляющая. И на сегодня такое пренебрежительное отношение к нашему национальному символу говорит о том, что авиакомпании неуважительно относятся к нашим ценностям. Когда вы сделаете так, чтобы они учитывали нашу национальную составляющую? Даже в страшные годы голодомора наши прадеды не бросали домбру».
В марте 2024 года эстрадная дива Макпал Жунусова обратилась к президенту Токаеву с просьбой урегулировать вопросы перевозки казахских национальных инструментов в самолётах и пригрозила прекращением гастрольной деятельности, если закон не изменят. Позже певица удалила это заявление со своей страницы в Instagram.
Фото: Ассоциация туроператоров