ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях.
РАЗРЕШИТЬ
НЕ СЕЙЧАС
20.09.2024
04:56:32
ru
kz

В Казахстане запретят продавать невозвратные авиабилеты

Новости Казахстана
04.09.2024
19:31
В Казахстане запретят продавать невозвратные авиабилеты
В Мажилис внесён законопроект, целью которого является запрет на реализацию невозвратных билетов на воздушном транспорте. В настоящее время получить назад деньги за невозвратный билет можно исключительно по веской причине, как, например, при болезни или смерти пассажиров и их ближайших родственников, из-за отказа в визе или если неожиданно призвали в армию.

Практика авиаперевозчиков продавать места по сниженному тарифу, но с условием, что пассажир берёт на себя риски в случае изменения личных планов, давно раздражала часть граждан. Однако подняли эту тему в парламенте, когда член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Бакытжан Базарбек сам захотел сдать билеты:

«Недавно столкнулся с проблемой невозвратных авиабилетов от авиакомпаний Air Astana и Fly Arystan. Их нелегитимная деятельность приводит к недовольству населения. Конечно, есть невозвратные авиабилеты, рейсы передвигаются — всё это связано и с листингом. Это направление в своё время было пролоббировано. Но на сегодня мы видим, что они стараются использовать свои лоббистские возможности для ещё большего удорожания билетов».

Бакытжан Жумабекулы считает главной проблемой устаревшую систему правового регулирования, которая основана на Варшавской конвенции, и предлагает перейти к Монреальской. С предложением предусмотреть «имущественную ответственность» руководителей авиакомпаний и аэропортов за задержки рейсов мажилисмен обратился к главе компетентного ведомства.

Вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев возразил, что Казахстан и так работает в рамках Монреальской конвенции. При этом министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев всё же признал, что невозвратные билеты остаются «актуальным вопросом»:

«Действительно, невозвратность авиабилетов была законодательно предусмотрена. Эта коллизия была, но её сняли. Второе — привлечение к имущественной ответственности. В комитете мы получили расширение своей компетенции, предусматривается такая возможность. В рамках нового законопроекта исключена 100%-ная невозвратность по договорам о приобретении авиабилетов и туристском обслуживании».

Как сообщил Шаккалиев, последние поправки в закон «О защите прав потребителей» вносились четыре года назад, но практика показала «правовые недочёты, которые не соответствуют современным реалиям и влияют на результативность защиты потребителей». В частности, четырёхэтапный порядок рассмотрения жалоб создал барьер для потребителей.

В итоге, профильный комитет не может реагировать на нарушения и принимать меры в таких сферах, как ЖКХ, транспортные, медицинские, туристические, услуги связи и другие. А внедрённая для автоматизации процесса обращений потребителей информационная система e-tutynushy «не дала ожидаемого эффекта ввиду добровольной регистрации в ней».

Арман Абаевич подтвердил, что в 2023 году произошёл резкий рост жалоб потребителей на нарушения в сфере электронной торговли – на 290%. В этой связи новые поправки упрощают порядок разрешения гражданско-правовых потребительских споров из многоступенчатого в двухступенчатый. То есть потребитель может сразу обратиться в суд либо к медиатору или в госорган для привлечения недобросовестного субъекта бизнеса к административной ответственности.

Также законопроектом, при разработке которого изучен опыт стран СНГ, Германии, Польши и Турции, предлагаются поправки по усилению защиты прав потребителей в онлайн-торговле. В частности, исключение пресекательной нормы о добровольной регистрации бизнеса в e-tutynushy позволит интегрировать её с другими государственными информационными системами, и субъекты предпринимательства смогут видеть обращения к ним потребителей. 

По аналогии с институтом омбудсмена по защите прав предпринимателей вводится институт омбудсмена по защите прав потребителей. Он будет помогать потребителям «вскрывать системные проблемы сферы защиты прав потребителей, будет глазами, ушами и голосом потребительского сообщества».

Депутаты также хотят изменить правила перевозки ручной клади. Член Комитета по аграрным вопросам Аманжол Алтай раскритиковал нормативы, по которым на борту самолётов запрещено перевозить домбру:

«Домбра — это для нас святое, это наша национальная составляющая. И на сегодня такое пренебрежительное отношение к нашему национальному символу говорит о том, что авиакомпании неуважительно относятся к нашим ценностям. Когда вы сделаете так, чтобы они учитывали нашу национальную составляющую? Даже в страшные годы голодомора наши прадеды не бросали домбру». 

Сатжан Аблалиев ответил, что борты самолётов не предусмотрены для перевозки габаритных вещей, но пообещал, что постарается «решить этот вопрос максимально благоприятно».

В марте 2024 года эстрадная дива Макпал Жунусова обратилась к президенту Токаеву с просьбой урегулировать вопросы перевозки казахских национальных инструментов в самолётах и пригрозила прекращением гастрольной деятельности, если закон не изменят. Позже певица удалила это заявление со своей страницы в Instagram.

Фото: Ассоциация туроператоров
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ200123 выдано 10.12.2023.