Фото: Kevin Hackert - Unsplash
Авиакомпания Ryanair объявила о сокращении 1,2 миллиона мест в своём испанском расписании на летний сезон 2026 года. По словам перевозчика, это решение связано с тем, что правительство Испании не вмешалось в политику государственного оператора аэропортов Aena (Aeropuertos Españoles y Navegación Aérea), который продолжает повышать сборы. В результате Ryanair полностью прекращает полёты в аэропорт Астуриас на севере страны и обратно.
В официальном заявлении крупнейший лоукостер Европы назвал 10%-ное сокращение «прискорбным», обвинив Aena в монополии и неэффективной ценовой политике. По мнению компании, региональные аэропорты с низким пассажиропотоком не должны платить такие же сборы, как загруженные хабы в Мадриде, Барселоне, Пальме и Малаге. Ryanair утверждает, что вынуждена перераспределять свои мощности именно в крупные аэропорты, где трафик и доходность выше.
Кроме того, компания подчеркнула, что в условиях роста тарифов в Испании она предпочитает переводить самолёты в Марокко, Италию, Хорватию, Албанию и Швецию, где правительства снижают аэропортовые сборы и отменяют экологические налоги.
Дополнительным фактором, по словам Ryanair, стали штрафы за взимание платы за ручную кладь, наложенные испанским Министерством социальных прав и потребления в ноябре 2024 года. Тогда Ryanair, наряду с easyJet, Norwegian, Vueling и Volotea, подверглась санкциям за нарушение правил ЕС. Ирландская авиакомпания получила крупнейший штраф — 107,7 млн евро, тогда как другим перевозчикам назначили от 39,2 млн до 1,1 млн евро.
Глава Ryanair Майкл О’Лири в своих комментариях обвинил министра Пабло Бустиндуя в «некомпетентности» и «игнорировании решений Европейского суда», но при этом выразил надежду на изменения.
«Мы хотим продолжать развивать региональные перевозки в Испании, но этому мешают завышенные сборы монополии Aena и неспособность правительства Санчеса их ограничить. Мы готовы вернуться к росту, как только тарифы будут снижены до конкурентоспособного уровня»
— заявил О’Лири.
Сокращение летней программы 2026 года стало продолжением зимнего урезания рейсов Ryanair в Испании. После этого другие бюджетные авиакомпании быстро заняли освободившиеся маршруты. Исполнительный вице-президент Aena Хавьер Марин отметил, что испанская авиационная система остаётся конкурентоспособной, а освободившиеся направления «немедленно привлекают других перевозчиков».