Пассажирская авиация никогда не была более безопасной, чем сейчас, но на Ближнем Востоке маршрутов с нулевым риском сегодня просто не существует, сообщает Independent.
Ops Group выпустила отчёт под названием «Уклоняясь от опасности: Три маршрута через Ближний Восток».
Автор исследования, Крис Шифф, пишет:
В работе анализируются три маршрута, которые в настоящее время используют крупные авиакомпании для полётов между Европой и Азией: южный - через Египет и Саудовскую Аравию, центральный - через Турцию и восточный Ирак, и северный - через Кавказ, Центральную Азию и Афганистан.«Похоже, вопрос „безопасен ли этот маршрут?“ применительно к Ближнему Востоку уже не сводится к простому вопросу, а зависит от готовности принимать на себя риски».
Следует заметить, что все эти маршруты избегают территорий, отнесённых Ops Group к категории «Не летать» (Ливан, Сирия, Иран и Йемен). Тем не менее, у каждого из них есть свои недостатки.
При оценке риска принимались во внимание официальные рекомендации, недавние и прошлые события, рекомендации других специалистов и возможность возникновения новых рисков.
Риски полётов над Ближним Востоком. Красный – не летать. Оранжевый – существует опасность. Жёлтый – проявлять осторожность. Источник изображения: Ops Group.
Южный маршрут (через Саудовскую Аравию)
Этот путь лежит вне пределов зоны внезапной эскалации военных действий между Израилем и Ираном и предлагает более безопасные варианты отхода.
Однако Ops Group предупреждает о потенциальных рисках, связанных с тем, что повстанцы хуситы на западе Йемена будут выпускать ракеты, нацеленные на Израиль:
Ещё один риск связан с популярностью южного маршрута, что приводит к перегрузке авиадиспетчеров. Аналитики сообщают, о случаях, когда экипаж не может поговорить с диспетчерами в течение долгого времени - на протяжении всего отрезка между северным побережьем Египта и Красным морем.«Это создаёт три риска для пролетающих самолётов - прямое попадание ракеты (крайне маловероятно), столкновение с обломками от разрывов ракет (самопроизвольных или в результате перехвата), а также неправильная идентификация гражданского судна».
Из Казахстана, помимо собственно рейсов в города Саудовской Аравии, транзитом через её территорию летают самолёты в Египет.
Центральный маршрут (через Ирак)
Главный вопрос этого маршрута: Безопасно ли летать над Ираком? По мнению аналитиков, это безопасно, но с некоторыми оговорками.
На севере Ирака можно ожидать обширных помех системы GPS (включая спуфинг, т.е. намеренную отправку ложных сигналов с земли). Также был зафиксирован как минимум один случай, когда самолёт случайно вошёл в воздушное пространство Ирана, не получив разрешения.
Помехи GPS также являются серьёзной проблемой в воздушном пространстве Турции, особенно вблизи границы с Ираном и Ираком.
Для полётов из Казахстана не используется воздушное пространство Ирака, чего нельзя сказать про Иран, над которым Ops Group летать не рекомендует. Из Казахстана через территорию Ирана летают самолёты, направляющиеся в ОАЭ, Саудовскую Аравию, Египет и другие страны региона.
Северный маршрут (через Афганистан)
Это излюбленный маршрут между Европой и Азией, проходящий через северную Турцию, южную часть Чёрного моря, Грузию, Азербайджан, Каспийское море, Туркменистан и Афганистан. Самолёты, направляющиеся из Европы в Восточную Азию - в такие пункты назначения, как Гонконг, Сеул и Токио, - обычно следуют по маршрутам, которые не считаются опасными.
Но самолёты, направляющиеся в южную Азию, в частности в Индию, часто пролетают над Афганистаном. Воздушное пространство страны никем не контролируется с момента захвата власти талибами в 2021 году.
В настоящее время рейсы проходят через Афганистан много раз в день безо всяких проблем. Основное беспокойство вызывает риск вынужденной посадки в стране в случае отказа двигателя, нехватки топлива или разгерметизации салона.
Из Казахстана через Афганистан выполняются рейсы в Индию, Шри-Ланку и Юго-Восточную Азию (Таиланд, Малайзия).
Ситуация на Ближнем Востоке неоднократно доказала, что риск в воздушном пространстве может меняться быстро и без предупреждения.
Авиакомпаниям необходимо постоянно быть в курсе событий и иметь наготове запасные варианты на случай непредвиденных изменений маршрута и закрытия воздушного пространства, а также подходящие запасные аэропорты.
Читайте также: Множество авиакомпаний отменяют и переносят рейсы из-за конфликта на Ближнем Востоке