За последние годы пассажирская авиация стала необычайно безопасной. В частности, в прошлом году в мире не произошло ни одной аварии со смертельным исходом с участием реактивных пассажирских самолётов, выполнявших регулярные рейсы.
Но вот совсем недавно, 24 июля в Непале на авиамаршруте Катманду - Покхара случилась трагедия.
Региональный самолёт Bombardier CRJ200 компании Saurya Airlines взлетал из столицы Непала, когда он перевернулся и упал в овраг. Пилот выжил, но все остальные 18 человек на борту погибли. Причины случившегося пока не ясны.
Последняя авиакатастрофа принесла Непалу весьма трагический результат - 14 авиакатастроф за 14 лет, что превышает показатели любой другой страны мира, сообщает Independent.
Нынешняя череда крушений началась в августе 2010 года, когда 14 человек погибли на внутреннем рейсе авиакомпании Agni Air из Катманду в Луклу, который из-за технической неисправности развернулся и пытался вернуться в аэропорт вылета в условиях плохой погоды.
Еще 22 человека погибли на борту самолёта DHC-6 Twin Otter авиакомпании Tara Air во время внутреннего рейса из Ламиданды в Катманду в декабре 2010 года. Причиной считаются рискованные и несогласованные действия экипажа в условиях недостаточной видимости.
В сентябре 2011 года 19 человек погибли на подлёте к Катманду на самолёте Beechcraft 1900D авиакомпании Buddha Air, выполнявшим экскурсионный тур по осмотру Эвереста. Причина – ошибка пилота.
В сентябре следующего 2012 года 19 человек, в основном иностранных туристов, погибли на борту самолёта Dornier 228 авиакомпании Sita Air, который упал вскоре после взлёта из Катманду, направляясь Луклу. У самолёта по неизвестной причине пропала тяга двигателей, на которую экипаж не сразу обратил внимание.
Как уже говорилось выше, прошлый год стал чревычайно удачным в плане авиационной безопасности. Во всём мире в 2023 году смертельные аварии произошли лишь с винтовыми самолётами. И первая из двух и самая трагичная произошла именно в Непале.
Это случилось 15 января, когда самолёт ATR-72 Yeti Airlines рейса YT673 из Катманду потерпел крушение на подлёте к Покхаре. Все 72 пассажира и члена экипажа погибли в результате аварии, которую приписывают ошибке пилота.
Список трагедий продолжает пополняться. Аварии в Африке, Южной Америке и бывшем Советском Союзе - далеко не редкость. Но уровень аварийности в Непале совсем другой - он напоминает скорее первые годы бума массовых пассажирских авиаперевозок в 1950-х годах, чем сверхбезопасные 2020-е.
По утверждениям авиационных экспертов ситуация усугубляется тем, что самолёты в Непале часто летают сильно перегруженными багажом.
Сложный рельеф и погода в Непале требуют от пилотов и инженеров высочайшей квалификации, но из раза в раз они не справляются. Авиакомпании страны, как правило, используют старые и плохо обслуживаемые самолёты.
Так, упавшему 24 июля самолёту Saurya Airlines было более 20 лет, что само по себе не является проблемой при условии наличия хорошей технической поддержки. Но в Непале не проводится достаточное обучение персонала, и как следствие, международные авиационные нормы не всегда соблюдаются.
Всем непальским авиакомпаниям запрещено летать в воздушном пространстве Европейского союза из-за недостатков в системе безопасности страны.
В течение последнего десятилетия Международная организация гражданской авиации (ICAO) стремится повысить уровень безопасности в рамках своей инициативы «Ни одна страна не останется позади».
Целью этого органа ООН является гармонизация стандартов и рекомендованных практик - тех жизненно важных норм, которые обеспечивают безопасность подавляющего большинства пассажиров и экипажей.
Заявлено, что всё это делается для того, чтобы дать каждой стране доступ к значительным социально-экономическим преимуществам безопасной и надёжной авиационной системы.
Но пока все путешественники, отправляющиеся в горное королевство, должны продолжать взвешивать риски, связанные с перелётами. И на настоящий момент есть очень мало надежды на то, что поток авиакатастроф скоро закончится.
Также следует помнить о том, что и автомобильные дороги Непала смертельно опасны - по статистике уровень аварийности на дорогах Непала в 6 раз выше, чем в Великобритании.
Читайте также: Назван топ-25 самых безопасных авиакомпаний в мире