Представитель PR-службы Wildberries Даниил Ломакин подчеркнул, что агрегатор не выполняет функций туроператора и турагента, а лишь доставляет произведённый ими турпродукт, включающий транспорт и размещение, конечным потребителям:
По мнению юриста Альянса туристических агентств Марии Чапиковской, Wildberries, как, впрочем, и других агрегаторов, спасает в настоящей ситуации то, что они не выступают в роли прямых участников сделки:«Wildberries Travel не формирует свой турпродукт, не ведёт турагентскую или туроператорскую деятельность, а выступает посредником между поставщиками услуг и клиентами. Согласно федеральному закону “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”, требование о внесении сведений в федеральные реестры туроператоров/турагентств на агрегаторов не распространяется. На деятельность Wildberries Travel распространяются положения закона “О защите прав потребителей”».
С появлением мощных игроков, таких как МТС Трэвел и Яндекс.Путешествия, роль маркетплейсов на туристическом рынке будет возрастать, а их доля продаж увеличиваться. В связи с этим тема регулирования деятельности агрегаторов уже поднималась на прошлогоднем конгрессе туроператоров в Актау. Тогда эксперты туриндустрии призывали определить статус и чётко прописать позицию агрегаторов в туристском законодательстве, в том числе определить их ответственность перед туристами.«Они являются информационным посредником или агрегатором, на котором турагенты, туроператоры и иные участники рынка предлагают свои услуги, а клиенты могут вступить в правоотношения с этими лицами. Подобные агрегаторы уже существуют, в частности для экскурсионных услуг. То есть фактически можно провести аналогию с тем, что на их платформе продаёт товары продавец, а клиенты покупают у продавцов, а не у платформы. Их функционал и ответственность ограничена».
В Казахстане аналогичные услуги уже реализуют приложения банков второго уровня. В частности, продажу туров в апреле 2023 года запустил Kaspi Travel, менеджмент которого заблаговременно предусмотрел возможные претензии и обвинения со стороны туроператоров. Для полного соответствия законодательству Kaspi.kz выкупил в августе 2020 года онлайн тур-агентство Santufei.
Несмотря на формальное соблюдение правил продажа туров в приложении Kaspi.kz всё равно вызвала негодование агентстского рынка. Отраслевые ассоциации и отдельные агенты уверены, что у Kaspi Travel с тур-операторами особые условия, которые позволяет делать туры дешевле. Таким образом, клиенты сначала получают обстоятельную профессиональную консультацию в тур-агентствах, а затем выкупают этот тур-продукт у агрегатора. К тому же, рассрочки и маркетинговые кампании, как, например, акция "Kaspi жұма", по мнению тур-агентств, ставят их в неконкурентные условия. Если пилотный проект Wildberries успешно сработает в России, не исключено, что в скором времени данный сервис появится и в Казахстане. Что, конечно же, составит конкуренцию Kaspi.kz.