Вы можете задаться вопросом, почему этот металл настолько важен, что его кража может остановить движение поездов. Дело в том, что без меди поезда вообще не могут ходить.
Медь является важнейшим компонентом таких критических элементов железнодорожной сети, как сигнальные кабели, провода заземления, а также силовые и контактные электрические линии. Без этих элементов у поездов не будет ни энергии, ни связи.
Согласно отчету Парламентской группы Великобритании за март прошлого года, одна тонна меди могла быть продана в пункт переработки металла примерно за 6 600 фунтов стерлингов (3,7 млн тг). Хотя воры, возможно, и не смогут продать украденные медные изделия официальной организации по переработке, они смогут это сделать в более неформальных пунктах приема металлолома.
Поскольку в ближайшие два года прогнозируется рост цен на медь, железнодорожные операторы обеспокоены тем, что кража меди станет еще более распространенным явлением. Поэтому перевозчики в настоящее время активно занимаются усилением своих систем защиты.
Так насколько велика проблема кражи меди на железных дорогах Европы и что можно сделать, чтобы остановить ее? О масштабах проблемы свидетельствуют данные крупнейших железнодорожных операторов континента.
Аппетит к меди привел к тому, что в 2022/23 финансовом году британские поезда были задержаны суммарно на 84 390 минут, что обошлось в 12,24 миллиона фунтов стерлингов ущерба (7 млрд тг), свидетельствуют данные, предоставленные компанией Network Rail.
В Германии на железных дорогах, управляемых Deutsche Bahn, было зафиксировано 450 случаев кражи металла, сообщил представитель железнодорожной компании. В результате пострадали 3 200 поездов, которые были задержаны на 40 000 минут. Задержки из-за кражи меди обошлись Deutsche Bahn в 7 миллионов евро.
Французский оператор SNCF сообщил, что по последним данным за 2022 год от кражи металла пострадали более 40 000 поездов, что привело к убыткам на сумму более 20 миллионов евро.
Железные дороги Бельгии также были затронуты: в 2022 году на них было совершено 466 краж меди, что на 300 % больше, чем в 2021 году, и привело к 33 000 минут задержек.
Но есть и страны, в которых этой проблемы по сути нет. Например, представитель австрийского оператора ÖBB сообщил: "В прошлом году мы зафиксировали очень незначительные объемы кражи меди по всей Австрии, что не вызвало никаких сбоев в работе поездов".
Однако борьба с таким видом преступности имеет и свои сложности. Железнодорожные пути, как известно, в любой стране разбросаны по обширным территориям и проходят в том числе через отдаленные и безлюдные районы. Это весьма затрудняет мониторинг и поимку воров на месте преступления.
В последние годы компании расширяют сотрудничество с полицией и используют системы видеонаблюдения и даже беспилотники для повышения безопасности. Некоторые операторы, включая Network Rail, SNCF и Deutsche Bahn, даже прибегли к технологии ДНК, чтобы остановить воров.
"Мы всегда говорим о факторе страха перед ДНК. Преступники знают, что технология ДНК позволяет связать конкретного человека с его преступлениями. Так что это очень хорошо работает в качестве сдерживающего фактора", - поясняет Джеймс Браун, управляющий директор компании Selectamark, которая предоставляет эту технологию.
Selectamark наносит на кабель синтетический маркер ДНК, который позволяет его однозначно идентифицировать. Это помогает полиции напрямую связать вора с конкретной кражей. Используемая смазка с маркером ДНК переходит на человека, если он прикоснется к ней. Маркер держится на коже и вещах в течение нескольких недель, не смывается и виден под ультрафиолетовым светом. Железнодорожные компании вывешивают таблички с информацией о применении защиты с маркерами ДНК, что отпугивает потенциальных воров.
Несмотря на падение случаев краж меди в долгосрочном периоде, железнодорожные компании обеспокоены недавним резким подъемом, который, по их словам, совпадает с ростом цен на медь. И этот рост совсем не показывает признаков замедления.
Аналитики Fitch Solutions, прогнозируют, что цены на медь будут расти как в этом году, так и в 2025-м. Данное мнение разделяет и недавний отчет Economist Intelligence Unit, в котором рост цен к 2025 году назван "резким". Одной из причин этого является повсеместный переход на возобновляемые источники энергии, что приведет и к росту спроса на металл.
Медь жизненно важна для технологий, связанных с электричеством. По прогнозам Международной энергетической ассоциации, в ближайшие два десятилетия на энергетическую отрасль будет приходиться 40 % мирового спроса на медь.
Многие европейские железнодорожные операторы принадлежат государству или зависят от государственных денег, поэтому значительная часть многомиллионных издержек воровства меди ложится на плечи налогоплательщиков.
Пока что железнодорожные компании надеются, что благодаря предпринимаемым мерам им удастся сдержать кражи и сократить количество перебоев в работе пассажирских перевозок.
Читайте также: Карманники в лондонском метро: В зоне риска популярные у туристов места.