Так, зампред комитета Госдумы по туризму Наталья Костенко на стратегической сессии Российского союза туриндустрии заявила о дефиците господдержки детского отдыха и туризма. По словам парламентария, сфера отдыха и оздоровления детей сейчас находится в ведении регионов, но она не в приоритете у местных властей. Например, в стратегии развития туризма до 2030 года есть целый раздел о детском отдыхе, но планы либо не выполняются, либо реализуются «на маленький срок в кризисный период».
Поддержку оказывают в основном государственным лагерям, а бизнес довольствуется ограниченной помощью. При этом путёвки дорожают, в том числе из-за дополнительных требований к детским учреждениям, качество отдыха ухудшается в связи с износом инфраструктуры, и родители ищут альтернативу. В итоге, появился опасный «серый рынок» перевозок и несертифицированных туроператоров, организующих детские лагеря. По мнению депутата, для исправления создавшейся ситуации нужно выводить детский отдых на уровень государственной политики.
Некоторые туроператоры проводят лотереи и разыгрывают бесплатные туры, чтобы привлечь клиентов. Однако это может быть лишь обманным маркетингом, поскольку победителям потом сообщают, что им нужно оплатить все расходы. Поэтому практику продажи путевок в детские лагеря через интернет-площадки, где цены ниже, чем в официальных точках продаж, также следует рассматривать осторожно, так как они могут быть небезопасными для детей.«Детский отдых не в приоритете у местных властей, потому что с ним очень много проблем, а поддержки нет. Эта сфера на сегодняшний день находится в ведении регионов и не входит в глобальные направления госполитики», – сказала Костенко.
Сергей Зуев, член комитета Государственной Думы по туризму, подчеркнул важность выбора надёжных туроператоров с хорошей репутацией и соответствующими сертификатами, чтобы избежать рисков, связанных с наймом неподготовленного персонала или даже преступников для обслуживания несовершеннолетних.
При этом Минэкономразвития пообещало бороться со всем теневым рынком в туризме и отрегулировать работу турагрегаторов. Работающие в серую туристические агентства должны будут переходить к работе по общим правилам. Замглавы ведомства Дмитрий Вахруковс сказал:
Ведомство, по его словам, работает также над регулированием деятельности туристических агрегаторов.«Серый рынок есть и в гостиничной сфере, и в туроператорской, и турагентской деятельности. Это большой пласт незаконной торговли через интернет, социальные сети. Серая зона опасна тем, что её ошибки и проблемы всегда проецируются на легальный рынок. Два-три плохих примера негативно отражаются на 100 легально, честно работающих компаниях. Находится плохо работающее агентство, а потом выясняется, что оно просто незаконное, его даже в реестре нет. Здесь надо всё стимулировать так, чтобы серая зона либо самоликвидировалась, либо пришла к работе по общим правилам».
Главным приоритетом ведомства в туристической сфере в ближайшие годы будет стимулирование инвестиций в инфраструктуру.«Агрегаторы в туризме развиваются таким же эволюционным, естественным путем, как и в других отраслях экономики. Есть уже понимание некой стандартной системы их работы. Но всё-таки в туристической отрасли есть своя специфика, своё регулирование. Нам очень важно установить пределы ответственности, создать здоровую конкуренцию между теми, кто у нас сегодня есть в реестре, то есть турагентами и туроператорами, и агрегаторами, которых в реестре нет. Нам нужно выровнять этот рынок», – сказал Вахруков.
В целом, по его словам, регулятор относится сейчас к туризму как самодостаточной, цельной отрасли экономики, включающей общепит, гостиницы, транспорт, развлечения, экскурсионное обслуживание и другие составляющие.«Мы будем прикладывать основные усилия в развитии внутреннего туризма, прежде всего, к созданию инфраструктуры, потому что стимулировать спрос пока не надо. Он явно превышает предложение. Гораздо важнее в этом плане - формирование туристических продуктов, в том числе региональных, комплексных. Потому что мы пока не можем в нужном нам объёме предложить внутри страны то, что предлагает зарубежный рынок», – сказал Вахруков.
«Мы смогли отрасль "измерить" и поняли, что и регулировать её надо как самостоятельную отрасль, а не как набор отдельных отраслей. И самое главное - это растущий рынок. Прогноз роста внутреннего туризма у нас до 2030 года почти двукратный. А на растущем рынке всегда нужно находить баланс между жесткостью регулирования и стимулами к росту, потому что чем жёстче вы регулируете, тем хуже растет отрасль. Мы это прекрасно понимаем. Мы сегодня пытаемся вместе с вами, вместе с Российским союзом туриндустрии, находить баланс. Чтобы, с одной стороны, обеспечить качество, безопасность, уровень сервиса, а с другой, не слишком закрутить в этом смысле гайки, чтобы у нас всё не остановилось», – сказал замглавы Минэкономразвития.
В Казахстане уже третий год детям до 17 лет безвозмездно предоставляется авиабилет на любое внутреннее направление в оба конца. Подробнее о государственной программе Kids Go Free читайте в материале Николая Боровского "Как детям путешествовать бесплатно?".