«Нет качественных дорог и подъездных путей в восточном Казахстане, в Балхаше и Алаколе, стоянок у достопримечательностей, нет кемпингов и мест отдыха. Туристы жалуются на неухоженность территорий, отсутствие комфорта и элементарных санитарных удобств. Это оказывает негативное влияние на имидж нашей страны. В туристических зонах нужно развивать инфраструктуру и создавать благоприятные условия для инвесторов».
Низкая конкуренция на рынке, как резонно объяснил Олжас Абаевич, не стимулирует представителей туристического бизнеса улучшать сервис, но при этом способствует завышению цен на услуги:
Отдельно бывший председатель Антикор остановился на назойливых таксистах, дав ясно понять, что недоволен хронически нерешаемой проблемой:«Логика у них простая – отдыхающие всё равно приедут. Именно это снижает привлекательность страны для зарубежных туристов и тормозит развитие туризма. Пока мы не переломим такие подходы, выездной туризм будет оставаться более популярным. При этом природа и достопримечательности Казахстана дают огромные возможности для развития в стране экологического, культурного, паломнического и оздоровительного туризма».
Точно так же по-прежнему не решается проблема с транспортом. Глава правительства подчеркнул, что в Казахстане «очень много красивых мест, куда крайне сложно добраться», поэтому одним из стимулов развития туризма, по его мнению, может послужить использование малой гражданской авиации:«Иностранец только прилетит к нам и сразу сталкивается с нашими назойливыми таксистами, у которых цель не комфортно и безопасно довезти до отеля, а максимально завысить цену поездки. Сколько раз акиматам поручалось решить вопрос цивилизованного транспортного обеспечения на вокзалах и в аэропортах, но результатов так и нет».
Этим вопросом должно заняться министерство транспорта. Бектенов поручил Марату Карабаеву создать условия для привлечения потенциальных инвесторов, проработать вопросы безопасности, а также изучить опыт как наших соседей, так и дальнего зарубежья.«Малая авиация весьма актуальна в условиях удалённости природных туристических зон нашей страны. Таким небольшим самолётам и вертолётам не нужны бетонные полосы, а только самый упрощённый вариант инфраструктуры. На такой технике быстрее добраться, к примеру, из Усть-Каменогорска в Катон или на Рахмановские ключи. Это позволит нарастить потенциал наших природных и исторических зон, а также сформировать новый пул туров».
Министру туризма и местным исполнительным органам премьер поручил ускорить завершение инфраструктурных проектов в зонах отдыха. Также совместно с фондом «Самрук-Казына» они должны наладить ценообразование на авиа и железнодорожные билеты, чтобы сделать путешествия более доступными для казахстанцев. Более того, им будет необходимо увеличить количество поездов на популярные туристические направления. Бектенов не уточнил, за счёт покупки новых или перераспределения с других направлений.
Ермеку Маржикпаеву и акимам предстоит разработать новые проекты агросельского и экотуризма. Акиматы должны также исследовать возможности для создания новых туристических дестинаций и точек притяжения туристов. В сотрудничестве с МВД и МЧС они обязаны подготовить туристические объекты к летнему сезону и обеспечить безопасность отдыхающих. Развитие сферы туризма теперь будет под личным контролем глав администраций.