Число аварий «Суперджетов» подскочило на 115%

Происшествия
30.07.2024
14:25
Число аварий «Суперджетов» подскочило на 115%
Число авиационных происшествий с участием Superjet увеличилось более чем в два раза за последние два года, сообщает профильный телеграм-канал Aviaincident. Согласно его подсчётам, в 2021 году «Суперджеты» ломались не менее 134 раз, в 2022-м — 181, в 2023 году — 289 (в сравнении с 2021 годом рост составил 115%). При этом в данную статистику не входят инциденты, вызванные внешними факторами, например, столкновениями с птицами.

Как пишет The Moscow Times, российский авиапром столкнулся с серьёзными трудностями после введения санкций против РФ из-за развязанной Москвой войны в Украине. Санкции существенно ограничили доступ к зарубежным комплектующим и технологиям, что затруднило производство и обслуживание самолётов. 

Особенно сильно ограничения ударили по проекту Sukhoi Superjet 100. Данный лайнер был разработан с использованием большого количества импортных компонентов, и после введённых санкций он испытывает серьёзную нехватку ключевых деталей. Ограничительные меры на поставки из стран Европы и США вынудили российских производителей искать альтернативные источники комплектующих, что потребовало времени и значительных финансовых вложений.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров объяснил в эфире радио «КоммерсантЪ FM», что чаще всего за указанный период у Superjet ломались двигатели и шасси:

«Superjet первого поколения (Sukhoi Superjet 100 — ТМТ), который сейчас и летает в наших авиакомпаниях, ещё неимпортозамещённый. Он почти на 100% состоит из импортных комплектующих, которые не производятся на территории России. А это значит, что с точки зрения технического обслуживания и обеспечения склада запчастей, Superjet, Boeing, Airbus — всё это иномарки. Конечно, в условиях тотальных санкций добывать запчасти нам приходится по так называемому параллельному импорту».

Все перечисленные самолёты, включая SSJ-100, собираются из комплектующих, производимых «по всему миру», отметил специалист: «Сейчас на Superjet, как и на Boeing, на Airbus, устанавливаются все те же самые запчасти, от тех же производителей». Так, за обслуживание, проектирование и изготовление деталей для двигателей SaM-146, установленных на «Суперджетах», отвечала французская компания Safran, которая в марте 2022 года вышла из совместного предприятия с ОДК Powerjet и прекратила поддерживать работу агрегатов.

Российские производители так и не смогли «импортозаместить» двигатель. В августе прошлого года Минпромторг показал первый полёт SJ-100 с отечественными компонентами. Отмечалось, что в самолёте заменили порядка 40 систем и агрегатов, включая авионику, шасси и систему электроснабжения, однако двигатель остался франко-российским.

SSJ 100

Санкции также повлияли на обслуживание и ремонт уже эксплуатируемых самолётов: авиационные компании сталкиваются с дефицитом запасных частей и оборудования для поддержания своих воздушных судов в рабочем состоянии. Это приводит к увеличению простоев и снижению эксплуатационной готовности флота. 

12 июля 2024 года возле деревни Апраксино в Коломенском районе Подмосковья разбился Sukhoi Superjet 100. Лайнер «Газпром-Авиа» совершал тестовый полёт после планового ремонта с площадки Луховицкого авиационного завода в аэропорт «Внуково». Воздушное судно упало на территорию леса и взорвалось. На борту в момент инцидента находились три члена экипажа, все они погибли. Перед падением лайнер подал сигнал бедствия. По факту происшествия было возбуждено уголовное дело. 
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ200123 выдано 10.12.2023.